• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии"

Статус: Курс обязательный (Измерения в психологии и образовании)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Тюменева Юлия Алексеевна, Угланова Ирина Львовна
Прогр. обучения: Измерения в психологии и образовании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Проблемы измерений в психологии и образовании» является обязательной для данной программы дисциплиной и изучается на первом и втором курсе. Семинар предоставляет систематическую структурированную поддержку студентам магистерской программы на всех этапах их работы над курсовой работой и ВКР. Также, дисциплина призвана обеспечить студентов прочным пониманием логики исследовательского процесса и инструментами для анализа исследовательских статей с точки структуры исследования и принципов академического письма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания логики исследовательского процесса.
  • Формирование умения вычленять научную проблему и обосновывать ее важность с опорой на анализ реальной ситуации в сфере образования и существующие исследования.
  • Формирование навыков работы с научной литературой, в том числе анализа и интерпретации исследовательских статей.
  • Развитие навыков представления результатов собственного исследования для разной аудитории.
  • Знакомство с принципами академического письма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь критически анализировать и оценивать планируемые и выполненные исследования, в том числе собственные.
  • Владеть навыками планирования собственного исследования.
  • Уметь генерировать собственные гипотезы и исследовательские вопросы.
  • Навыками презентации результатов научно-исследовательской деятельности в соответствии с российскими и международными научными стандар-тами
  • Знать структуру научной статьи
  • Уметь указывать и описывать проблемные места в научных текста и предлагать способы их решения.
  • Владеть навыками планирования собственного исследования
  • Знать способы работы и поиска информации с электронными базами поиска научной литературы
  • Владеть навыками поиска и анализа научной литературы по поставленным проблемам и темам
  • Уметь планировать исследование, логически согласованное с текущим состоянием дел в области
  • Уметь планировать исследование, логически согласованное с текущим состоянием дел в области.
  • Уметь критически анализировать и оценивать планируемые и выполненные исследования, в том числе собственные
  • Знать этические нормы своей профессиональной деятельности;
  • Уметь собрать и проанализировать данные в соответствии с планом.
  • Владеть навыками постановки научных гипотез и формулировки исследовательских вопросов
  • Пользоваться электронными базами поиска научной литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Поиск и оценка литературы в электронных библиотеках.
    Эта тема предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них. Рассматриваются: правила поиска, формирование запроса, способы, облегчающие поиск релевантной литературы.
  • Тема 2. Поиск литературы: структуры баз данных на примере ScienceDirect, Sage и JSTOR
    Эта тема продолжает тему 1 и также предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них., однако в данной теме больший акцент сделан структуру баз данных, таких как ScienceDirect, Sage и JSTOR. Рассматриваются: индексация публикаций, структура баз данных, правила поиска. Также в рамках данной темы рассматриваются программы для создания собственных библиотек, например, бесплатные Zotero или Menedeley.
  • Тема 3. Природа научного исследования, исследовательские проблемы и вопросы
    Цель занятий по данной теме - понимание того, что исследование должно быть ответом на вопрос или проблему - а типы вопросов/проблем могут быть разными. Сформировать критерии значимости и интересности исследования; и типы проблем, которые могут двигать исследование. Представление об операционализации широко заявленной проблемы. Различие практических и научных проблем. Различие между актуальностью, новизной и практической значимостью.
  • Тема 4. Старт индивидуальной исследовательской работы (master thesis). Короткая презентация планируемого исследования
    Обсуждение выбранной темы курсовой/магистерской. Определение и фиксация ключевых понятий, их операционализация. Поиск релевантной литературы. Анализ структуры исследований. Пишем введение: начало истории и переход к литературному обзору.
  • Тема 5. Обзор литературы. Цели, сюжетная история и структура.
    Необходимость в теории как основе эмпирического исследования. Введение в проблему исследования. Демонстрация важности проблемы. Обобщение более ранних исследований. Обнаружение противоречий, пробелов, расхождений в научных источниках. Постановка гипотез. Реконструкция и анализ структуры опубликованных научных исследований по данной теме. Связывание предложений и абзацев научного текста. Механика стиля: устойчивые выражения, параллельные конструкции, жаргон, самоцитирование и пр. Анализ опубликованных научных статей с целью идентификации выше перечисленных пунктов.
  • Тема 6. Написание литературного обзора АРА стиль. Основные статистики и формы их презентации в публикации: таблицы, текст, графическое представление данных.
    Очерчивание области научного интереса собственного исследовательского проекта студента. Различные типы литературного обзора в зависимости от вида публикации: аннотация, научные тезисы, тезисы конференции, отчет, магистерская диссертация, научная статья. Упражнения на разворачивание логики и структуры литературных обзоров статьи (на примере опубликованных статей). Написание собственного литературного обзора студента для его(ее) магистерской диссертации (проспектус). Академический стиль. Цитирование в стиле ГОСТ и APA. Пир-оценивание проектов научных статей: анализ структуры, изложения, стиля, логики и последовательности. Проблемы плагиата.
  • Тема 7. Связь литературного обзора и логики исследования
    Планирование дизайна, метода и процедур сбор данных. Ожидаемые результаты, возможные результаты, обсуждение и интерпретация результатов. Пилотное исследование. Оценка возможностей реализации исследовательского проекта. Анализ опубликованных научных статей: инструменты связывания различных разделов литературного обзора и переход к эмпирической части исследования.
  • Тема 8. Подготовка теоретической части диссертации (длинная версия).
    Основные составляющие успешного исследования. Дизайн исследования: гипотезы и альтернативные гипотезы. Планирование эмпирического исследования. Интерпретация результатов. Пилотное исследование. Практические вопросы: невозможность подтверждения гипотез. Репликация исследования: необходимость, правила, основные ошибки. Практические проекты и наука: финансирование исследований Работа со студентами над их диссертационным исследованием. Стили ГОСТ и APA для введения и методологической части исследования
  • Тема 9. Подведение итога литературного обзора и планирование исследования
    Способы операционализации гипотез и определения переменных. Проблемы валидности. Методы исследований: эксперимент, кейс-стади, квази экспериментальный дизайн, опросы, тесты. Надежность сбора данных и измерений. Доступность данных и спорность результатов. Отчеты и статьи. Конфиденциальность и анонимность данных.
  • Тема 10. Разработка методологии и выбор методов исследования и планируемое представление результатов для разной аудитории
    Выбор исследовательской стратегии. Продвижение студентов в написании диссертации: основные трудности, время, финансовые ресурсы, доступность данных/выборки, методы анализа, собственные исследовательские навыки студентов. Представление результатов для разной аудитории: научное сообщество, широкая аудитория, студенческая аудитория.
  • Тема 11. Написание части Методология. Технически и этически трудные ситуации с точки зрения методов
    Типичный дизайн методологической части исследования. Какой должна быть хорошая метод.часть? Все необходимое для репликации исследования: выборка, инструменты, процедуры. Представление данных. Роль и место анализа данных. Нормы /аксиомы анализа данных: анализ данных на базе теории, сжимание данных, логичное и структурированное представление анализа. Как анализ вытекает из гипотез? Что если результаты не подтверждают гипотезы? Что делать исследователю в случае получения «странных»/противоречивых результатов?
  • Тема 12. Написание частей Методология и Результаты
    Структура части диссертации, посвященной результатам. Порядок представления результатов. Структура «сверху-вниз». Выбор статистических процедур и проверки их адекватности. Акцент на интерпретации смысловых связей в данных (а не отдельных индивидуальных статических показателях). Стили ГОСТ и APA в представлении результатов. Графическое и текстовое представление результатов. Форматирование таблиц и графиков. Названия таблиц и графиков. Представление данных в специальных таблицах и графиках (особенности психометрического анализа, регрессионого анализа, дисперсионного анализа и пр.) Список таблиц/графиков. Работа с исследованием студентов.
  • Тема 13. Написание частей Части “Результаты” и “Интерпретация результатов”: практическая работа
    Работа с диссертационным исследованием студентов. Интегрирование результатов студентов и создание «истории». Анализ и обсуждение литературного обзора в связи с результатами исследования студента. Применение результатов. Перспективы. Стиль ГОСТ и APA в дискуссионной части исследования.
  • Тема 14. Части “Обсуждение” и “Интерпретация результатов”: возвращение к началу и подходы к продолжению
    Цели дискуссионной части диссертационного исследования. Исследование как аргументация. Когда начинается интерпретация? Что необходимо для интерпретации результатов? Пересмотр теории и результатов предыдущих исследований. Формирование нового видения привычных вещей. Построение дискуссии. Стиль и структура дискуссии. Как рассказать интересную историю в своем исследовании? Pre-registred studies
  • Тема 15. Публикация исследования: реакция на критику, отклонение работы от публикации и академическая коммуникация
    Работа с реальными рецензиями. Осмысление рецензии. Типы решений редактора. Защита статьи. Отказ от следования рекомендациям рецензентов. Доработка и пересмотр статьи. Авторство.
  • Тема 16. Завершение диссертации
    Взаимное оценивание проектов дисcертаций студентов. Проблемы форматирования, использование стилей ГОСТ и APA. Нормы академического языка. Представление диссертации: экономия слов и места, акцент на основных результатах, тайм-менеджмент, ответы на вопросы и пр. Интегрирование индивидуального исследования в большой проект. Работа в команде и индивидуальный импакт.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа (домашние задания)
  • неблокирующий Активная работа на семинаре
  • неблокирующий Защита проспекта курсовой работы
  • неблокирующий Прохождение онлайн-курса
  • неблокирующий Письменная работа (домашние задания)
  • неблокирующий Активная работа на семинаре
  • неблокирующий Защита проспекта курсовой работы
  • неблокирующий Прохождение онлайн-курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активная работа на семинаре + 0.7 * Защита проспекта курсовой работы + 0.15 * Письменная работа (домашние задания)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • McElreath, R., & Smaldino, P. E. (2015). Replication, Communication, and the Population Dynamics of Scientific Discovery. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0136088
  • Sangseok Lee. (2016). Why do we read many articles with bad statistics? : what does the new American Statistical Association’s statement on p-values mean? Korean Journal of Anesthesiology, 69(2), 109–110. https://doi.org/10.4097/kjae.2016.69.2.109
  • Why most published research findings are false ; Por qué la mayoría de los resultados de investigación publicados son falsos. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38D4A379

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brzeziński, J. M. (2016). Contexts of Empirical Research in the Social Sciences. Człowiek i Społeczeństwo / Uniwersytet Im. Adama Mickiewicza w Poznaniu. Wydział Nauk Społecznych, 211. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171456165
  • Helena Maria Amaral Espirito Santo, & Fernanda Daniel. (2018). Calculating and reporting effect sizes on scientific papers (3): Guide to report regression models and ANOVA effect sizes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.64A9D541
  • Nuzzo, R. (2014). Scientific method: statistical errors. Nature, 506(7487), 150–152. https://doi.org/10.1038/506150a