• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология интернет- взаимодействия

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Психология Интернет-взаимодействия». В результате освоения дисциплины студент: (а) знает основные психологические закономерности Интернет-взаимодействия; (б) умеет использовать социально-психологические знания для анализа реального Интернет-взаимодействия; (в) владеет навыками публичных выступлений и проведения исследований в области Интернет-взаимодействия. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология», "Психология массовой коммуникации".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с психологическими закономерностями Интернет-взаимодействия.
  • Формирование навыков психологического анализа Интернет-взаимодействия.
  • Формирование навыков публичных выступлений, посвященных психологии Интернет-взаимодействия.
  • Формирование навыков проведения психологических исследований, посвященных Интернет-взаимодействию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические подходы к изучению Интернет-взаимодействия и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности социального познания в Интернет-взаимодействии и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает связь психологического благополучия человека с участием в Интернет-взаимодействии и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности социального поведения в Интернете и умеет применять их при анализе конкретных сообщений.
  • Знает особенности функционирования виртуальных групп и умеет применять их при анализе реальных сообществ.
  • Знает закономерности политического поведения в Интернете и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает закономерности межгрупповых отношений в Интернете и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает закономерности формирования Интернет-зависимости и умеет применять эти знания при анализе реальных ситуаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психологические подходы к изучению Интернет-коммуникации
    Определение и основные элементы социальной коммуникации. Особенности онлайн коммуникации. Теории, описывающие коммуникацию в Интернете: теории «дефицита» и «возможностей»; теории замещающей социальной активности, обработки социальной информации, воспринимаемой реальности онлайн взаимодействия. Мотивация Интернет-коммуникации.
  • Социальное познание в Интернете
    Социальное познание – формирование Я-концепции и представлений о других людях. Общее представление о Я-концепции. Социальное сравнение в Интернете. Самораскрытие и самопрезентация в Интернете. Формирование представлений о партнере и симпатии к нему в Интернете.
  • Личные отношения в Интернете
    Коммуникация в Интернете как расширение возможностей и компенсация психологических ограничений. Дружеские отношения в Интернете. Романтические отношения в Интернете.
  • Социальное поведение в Интернете
    Определение, виды, условия и последствия кибербуллинга; психологические программы для уменьшения кибербуллинга. Определение, виды и условия помощи в Интернете (психологическая поддержка, бесплатное распространение знаний). Определение, условия и последствия секстинга.
  • Рабочие группы в Интернете
    Определение виртуальных рабочих групп. Групповая дискуссия и групповое решение в виртуальных группах. Условия эффективности виртуальных групп. Эффекты групповой дискуссии в виртуальных группах. Мозговой штурм в виртуальных группах.
  • Политическое поведение в Интернете
    Определение и виды политических действий. Участие в политических дискуссиях. «Спираль молчания» в политических дискуссиях. Связь между онлайн и офлайн политическим поведением. Роль социальной идентичности, политической эффективности и ощущения несправедливости.
  • Межгрупповые отношения в Интернете
    Определение межгрупповых отношений. Виды сексизма, связь между сексизмом и харассментом в виртуальной среде. Виды расизма, расизм в виртуальной среде. Улучшение межгрупповых отношений: прямой и опосредованный межгрупповой онлайн контакт.
  • Психологическая зависимость от Интернета
    Определение, виды и симптомы цифровой зависимости. Факторы риска для развития цифровой зависимости. Последствия цифровой зависимости. Психологические программы для уменьшения цифровой зависимости.
  • Публичное выступление для широкой аудитории
  • Защита итогового исследовательского проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-проект 1
  • неблокирующий Мини-проект 2
  • неблокирующий Мини-проект 3
  • неблокирующий Мини-проект 4
  • неблокирующий Публичное выступление для широкой аудитории
  • неблокирующий Итоговый исследовательский проект
  • неблокирующий Итоговый тест в системе LMS
    Экзамен проводится в письменной форме, в системе LMS. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан войти в систему LMS (курс «Психология Интернет-взаимодействия»). Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Итоговый исследовательский проект + 0.2 * Итоговый тест в системе LMS + 0.12 * Мини-проект 1 + 0.12 * Мини-проект 2 + 0.12 * Мини-проект 3 + 0.12 * Мини-проект 4 + 0.12 * Публичное выступление для широкой аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ГАЗЕТ ДО ИНТЕРНЕТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 264с. - ISBN: 978-5-534-12406-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-kommunikacii-ot-gazet-do-interneta-457242

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sundar, S. S. (2015). The Handbook of the Psychology of Communication Technology. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943112
  • Wallace, P. M. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53725
  • Young, K. S., & Abreu, C. N. de. (2011). Internet Addiction : A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343324
  • Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344