• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Телеведущий в современных медиа

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Мацкявичюс Эрнест Гедревич, Штейн Мария Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Практический курс, который позволит студентам познакомиться со спецификой ведения современных телевизионных программ, в том числе, в цифровой среде. Изучим роль ведущего в телепрограммах разного типа: новости, информационно-аналитическая программа, авторская передача, развлекательный проект, ток-шоу. Узнаем специфику подготовки к эфиру, принципы совмещения ролей на площадке проекта. Освоим типовые приёмы ведения в зависимости от жанра, мастерство личностной подачи, инструменты воздействия на аудиторию, умение расстановки акцентов, методы выхода из кризисных ситуация в прямом эфире. Практические занятия - работа на камеру с телесуфлёром, работа с микрофоном, работа корреспондента на месте событий, импровизация в кадре, запись программы в качестве ведущего.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами теоретических знаний в сфере телевизионного производства и ведения программ разных жанров, в первую очередь, информационных и информационно-аналитических программ.
  • Ознакомление студентов со спецификой работы телеведущего в программах разных жанров, формами и видами работы телеведущего.
  • Развитие практических навыков работы телеведущего (работа в прямом эфире и за кадром, разработка сценария программы, продюсирование и проведение съёмок для подготовки репортажей и интервью, написание и редактирование текстов, анонсов и «шпигеля»).
  • Овладение техникой речи, приемами коммуникации с аудиторией, формирования имиджа телеведущего.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает специфику работы телеведущего в программах разных жанров, пишет сценарии с учетом роли телеведущего.
  • Работает с камерой в студии и вне студии, работает с суфлером.
  • Пишет тексты для подводки, отводки, закадрового комментария.
  • Владеет приемами тренировки техники речи, формирует и описывает имидж телеведущего программы, применяет различные подходы к взаимодействию с аудиторией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Специфика работы телеведущего в программах разных жанров. Телеведущий как автор и продюсер.
    Ведение новостей и авторской программы. Специфика работы в ток-шоу, развлекательных, музыкальных программах. Телеведущий как драйвер драматургии. Работа телеведущего со сценарием.
  • Тема 2. Работа телеведущего в кадре.
    Формы и типы работы телеведущего (подводки, закадровый комментарий, интервью). Студийная съёмка, интервью с гостем студии. Работа с камерой. Ощущение времени и пространства, самоконтроль и органичное поведение перед объективом камеры. Работа с телесуфлером. Специфика работы в прямом эфире, прямое включение с места событий. Репортаж и закадровая работа журналиста. «Стенд-ап» как часть целого», запись стенд-апа для сюжетов новостей и развлекательных программ.
  • Тема 3. Написание и редактура текстов.
    Составление текста: информативность, последовательность, динамика, Структура информационного текста, специфика закадрового текста. Корректура текста, адаптация текста, чтение текста с листа и запоминание. Написание и редактирование текстов для новостных и информационно-аналитических программ, анонсов и «шпигеля».
  • Тема 4. Техника речи, имидж телеведущего и невербальная коммуникация, приемы взаимодействия с аудиторией.
    Работа над дикцией и артикуляцией: звук, интонация, движение, темп речи, артикуляционная гимнастика, рече-голосовой тренинг, развитие диапазона, гибкости голоса. Работа по исправлению недостатков и отработка легкости речи. Орфоэпия (правильная речь): литературная норма произношения, работа со словарем, «Голосовые фигуры» знаков препинания. Мастерство оратора в работе телеведущего: логика и убедительность речи, обращенной к аудитории, облечение мыслей в понятные аудитории слова, лаконичность и убедительность речи. Имидж телеведущего как часть бренда и стиля телепрограммы, соответствие имиджа ведущего стилю передачи или сюжета. Тональность и стиль взаимодействия с аудиторией. Работа над образом: стилистика, костюм, визаж, харизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Задание 1. Работа ведущего информационной программы в алгоритме прямого эфира (индивидуально)
  • неблокирующий Задание 2. Написание информационного телевизионного текста хр. 30 сек.
  • неблокирующий Задание 3. Итоговое
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Задание 1. Работа ведущего информационной программы в алгоритме прямого эфира (индивидуально) + 0.3 * Задание 2. Написание информационного телевизионного текста хр. 30 сек. + 0.4 * Задание 3. Итоговое + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лукина М. - Технология интервью: учеб. пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 192с. - ISBN: 978–5–7567–0371-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68828
  • Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01530-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028769
  • Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. - Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–0661–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68851

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Е.Апполонов - Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей от Аристотеля до Водолазкина - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961428407 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19381
  • Е.Криницын - Как брать интервью: 8 мастер-классов от лучших журналистов России - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961424249 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/18894
  • Колесниченко А.В. - Практическая журналистика: 25 мастер-классов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «журналистика» - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 168с. - ISBN: 978–5–7567–0963–6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115623
  • Л.Кинг - Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961431537 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/242
  • Л.Кинг - Путь журналиста - Альпина Паблишер - 2014 - ISBN: 9785961436792 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/1443
  • Михайлова Ольга Алексеевна. (n.d.). Коммуникативный Образ Телеведущего: Аксиологический Аспект.