• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Конфликты и переговоры

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Федоренко Елена Юрьевна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Урегулирование конфликтов необходимо в любой ситуации, но особенно в компании. Что же касается образования, с которым взаимосвязано все в нашем мире, в нем еще важнее регулировать конфликты, так как любой человек находится в зависимости от него . Особое внимание уделяется вопросам повышения управленческой конфликтной компетентности; использованию конфликтных конструкций для решения задач развития. Практическая часть курса построена в формате тренинга, на анализе конкретных конфликтных ситуаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Конфликты и переговоры» являются расширение представлений магистрантов о возможностях продуктивного конфликта как механизма инноваций и успешного коммуникативного менеджмента в организации;
  • опробование приемов подготовки и проведения переговоров, как основной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктивного разрешения споров в сфере предпринимательства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать процессуально-функциональные модели организации взаимодействия в ситуации конфликта
  • знать место и роль конфликта в конструктивной психологии
  • знать специфику конфликтов в образовательных процессах
  • знать место конфликта в системе человеческих отношений
  • Осуществлять подготовку к переговорному процессу
  • знать современное состояние исследований проблемы конфликта
  • знать ресурсы конфликта и структуру, внешние и внутренние признаки конфликта
  • знать ступени и стадии эскалации конфликта
  • определить границы конфликтной ситуации, предмет и материал конфликта
  • провести диагностику конфликтов, возникающих в образовательных взаимодействиях
  • распознать и описать стратегии и тактики поведения сторон в конфликте
  • регулировать эмоциональное состояние в ситуации конфликтования и переговоров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные теории и практики конфликтов
    Тема 1.1. Основания интереса к конфликту как к социальному и индивидуальному феномену. Основания признания конфликта вредным явлением в социальном и психологическом смысле. Традиционные взгляды и традиционные рекомендации. Психологические и педагогические иллюзии. Тема 1.2. Конфликт как объект научных исследований и предмет регулирования. Основные традиции исследования и описания. Средства и процедуры исследований. Тесты, бланковые методики, игровые методики исследования конфликтного поведения. Анализ наиболее значимых результатов. Новое направление разработок в психологии управления и организаций. Тема 1.3. Конфликт и сходные (смежные) понятия.
  • Методологические основания (подходы) к разработке проблемы конфликта
    Тема 2.1. Условия возникновения конфликта, его основания. Конфликт как столкновение действий. Тема 2.2. Изменение структуры и содержания действий. Назначение функции конфликта. Конфликтная деятельность. Структура и динамика. Критика традиционных методологических подходов.
  • Психология конфликта.
    Тема 3.1.Конфликты внутренние и внешние. Внутренний мир. Установки. Ценности. Мотивация. Проблема психологического переживания, состояния конфликта. Регулятивная функция эмоций. Межличностные отношения в конфликте. Общение и коммуникация. Тема 3.2. Психологические аспекты конфликтной ситуации, субъективная картина возникновения, оформления, разрешения. Возникновение, формирование, изживание конфликтных отношений. Содержание и структура конфликта. Психологические основания типологии конфликтов. Тема 3.3. Конфликтная деятельность (психологический аспект). Изменения в сфере потребностей. Иерархизация мотивов. Переструктурирование действий и операций. Самоидентификация в конфликте. Особенности самоопределения. Стратегии и тактики конфликтного поведения. Рефлексивная саморегуляция. Рефлексивное управление
  • Конфликт-анализ
    Тема 4.1. Образ конфликта и единицы анализа.Внешние и внутренние признаки конфликта. Объективные признаки (угрозы, утраты, помехи, дисфункции). Субъективные признаки (тревоги, переживания, страхи, обиды, разочарования). 4.2. Конфликтная ситуация: описание, определение границ. Конфликтные действия, поведение. Предмет и материал конфликта. Конфликтующие стороны и участники взаимодействия. Конфликтные отношения и переживания сторон и участников. Ресурсы сторон и участников. 4.3. Способы диагностики конфликта. Инструментарий конфликт-анализа. Конфликтная динамика. Ступени и стадии эскалации. Признаки эскалации и основания для диагностики ступеней и фаз. Конструктивная динамика. Естественная и искусственная конструктивная динамика. Ресурсные условия для конструктивного конфликта. Стадии, обеспечивающие конструктивную динамику.
  • Основы переговорного процесса
    5.1.Технология ведения переговоров и переговорные навыки. Стратегии и тактики ведения переговоров. Зависимость тактики от целевых установок участников. 5.2. Подготовка к переговорам. Содержание и процедуры. Переговоры как процесс. Карта интересов. Коммуникативные умения переговорщиков. 5.3. Технологии ведения переговоров Простая технология. Трансформационная модель переговоров. Проявление эмоций во время переговоров: границы и приемы. Работа с раздражением.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание - 1/ контрольное мероприятие
    Контрольное мероприятие 1.
  • неблокирующий домашнее задание - 2/ контрольное мероприятие
    Необходимо описать реальную конфликтную ситуацию, в которой слушатель является участником или стороной, а затем проанализировать эту ситуацию с использованием схемы анализа конфликта. Жанр, в котором выполняются контрольные мероприятия 2 и 3, эссе – аналитическое сочинение, не реферативного характера, в котором должны быть изложены материалы конкретного конфликта; анализ этого конфликта и варианты заключения по этому анализу: прогноз или вариант профессиональной позиции, или, соответственно материалы переговорного процесса. Для жанра эссе характерно, кроме свободного авторского стиля изложения, формулировка и обоснование собственной позиции и ее соотнесения с культурным материалом и другими позициями по соответствующему типу случаев или тематике.
  • неблокирующий домашнее задание - 3/ контрольное мероприятие
    Жанр, в котором выполняются контрольные мероприятия 2 и 3, эссе – аналитическое сочинение, не реферативного характера, в котором должны быть изложены материалы конкретного конфликта; анализ этого конфликта и варианты заключения по этому анализу: прогноз или вариант профессиональной позиции, или, соответственно материалы переговорного процесса.Анализ переговорного процесса. Необходимо описать реальную ситуацию переговоров, в которой слушатель является участником или организатором, а затем проанализировать эту ситуацию в соответствии с элементами переговорного процесса. Для жанра эссе характерно, кроме свободного авторского стиля изложения, формулировка и обоснование собственной позиции и ее соотнесения с культурным материалом и другими позициями по соответствующему типу случаев или тематике.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * домашнее задание - 1/ контрольное мероприятие + 0.3 * домашнее задание - 2/ контрольное мероприятие + 0.3 * домашнее задание - 3/ контрольное мероприятие
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Grechman, L. N., Molokova, O. A., Usheva, T. F., Гречман, Л. Н., Молокова, О. А., & Ушева, Т. Ф. (2017). Опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология» ; Experience of Teaching Students Majoring in Conflictology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B89B48B
  • ГОНЧАРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА. (2017). Использование «Кейс-Задач» В Процессе Обучения Студентов Направления «Конфликтология». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.988A6EA9
  • Иванова Оксана Александровна, & Ivanova Oksana Aleksandrovna. (2018). Качество высшего образования: конфликт традиций и инноваций в системе высшего образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A67B62A2
  • Панкова Мария Павловна. (2017). Конфликт руководителя и подчиненного. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79EDD1BB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hassan Hanafi: Neomodernism as Liberation Theology ; Хасан Ханафи: Неомодернизм Как Теология Освобождения. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD96EE29
  • Lopuhova, O. (2018). Interpersonal Gender Role Conflict: Systems Approach to a Problem ; Внутриличностный Гендерный Ролевой Конфликт: Системный Подход К Проблеме. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28DC24A0
  • Анастасия Игоревна Рябченко. (2019). Социальный конфликт как импульс развития демократии в обществе. Conflict Studies, (4), 20. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.4.22171
  • Андрианова, В. И. (2019). Психология защитного и совладающего поведения в процессе профессиональной самореализации российских предпринимателей. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.904C3EF8