• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Деловая культура Азии

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Алексеева Юлия Николаевна, Зелтынь Андрей Владимирович, Передерин Денис Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Изучаемая дисциплина направлена на ознакомление студентов с основными характеристиками деловых отношений в Азии. Деление на два больших блока, посвященных деловым культурам ЮВА и Ближнего Востока, дает возможность подробно рассмотреть специфику делового климата каждого региона. В процессе изучения предмета слушатели получают представление о структуре деловых отношений в Китае, Японии и Ю. Корее, с особенностями деловой культуры в странах Ближнего Востока и на территориях в преобладающим мусульманским населением. Вопросы цифровой экономики и маркентинга изучаются наравне с религиозными аспектами деловой активности. Слушатели дисциплины получают представление о различных моделях делового общения на уровне компания-государство, бизнес и общество, работодатель - работник, производство и потребление, религия и экономическая деятельность человека в изучаемых странах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Деловая культура Азии» является формирование у слушателей представлений и навыков развития отношений со странами изучаемых регионов - КНР, Япония, Ю. Корея, Странами Ближнего Востока и Северной Африки – с учетом национальных особенностей местного корпоративного устройства, культуры делового общения, ценностных моделей и принятых поведенческих норм в деловой среде. Формирование представлений о роли религиозного и традиционного факторов в характере деловой культуры, этической составляющей делового общения. Под деловой средой подразумевается трехуровневая система отношений в обществе: между компанией и потребителем, между компаниями как деловыми партнерами и между компанией и работником.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает характер деловой культуры ЮВА
  • Использует на практике основные теории менеджжмента (восточныен)
  • Разбирается в особенностях этикета Японии, Ю. Кореи.
  • Владеет культурой информационного обмена в ЮВА компаниях.
  • Формулирует особенности переговорного процесса
  • Владеет основами этикета.
  • Разбирается в трендах моды и маркетинга.
  • Владеет протокольными особенностями переговоров с корейскими и японскими компаниями.
  • Называет основные направления цифрового маркетинга в ЮВА.
  • Владеет знанием особенностей рекламно-маркетинговых стратегий в ЮВА.
  • Проводит анализ стартапной деятельности в Китае, Японии, Ю. Корее.
  • Разбирается в особенностях ведущих цифровых платформ ЮВА
  • Анализирует ведущие кейсы цифровой торговли в ЮВА
  • Разбирается в истории деловой культуры БВиСА
  • Разбирается в особенностях противостояния традиционного и глобализационного на Востоке.
  • Владеет знаниями в вопросах противостояния западной и восточной систем финансирования
  • Анализирует плюсы и минусы транснациональных деловых отношений в мусульманской среде.
  • Различает особенности двух систем на примерах Сауди Арамко и Ост-Индской компании.
  • Разбирается в вопросах "арабизации" и "исламизации" бизнес-отношений.
  • Владеет основными положениями ислама в вопросах хозяйствования и наследства.
  • Разбирается в вопросах халяль и харам в деловой культуре
  • Использует знания о мусульманских фондовых рынках и биржевой культуре.
  • Показывает знания о новых исламских секторах рынка, например, халяльный туризм и мода.
  • Анализирует особенности внутреннего рынка мусульманских стран.
  • Ориентируется в рынках сбыта на БВиСА
  • Способен прогнозировать развитие деловых отношений в ситуации отсутствия нефтяных ресурсов.
  • Анализирует влияние исламской догмы на перспективы развития экологичной деловой активности.
  • Использует на практике основные теории менеджжмента (восточные)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие. Особенности ведения бизнеса в азиатском регионе. Системы управления знаниями: особенности и отличия процессов внутренней коммуникации азиатских компаний.
    Конфуцианская картина мира как модель компании. Конфуцианство, даосизм и буддизм – влияние на современные восточные методы управления. Искусство управления по Сунь-Цзы. Японский стиль менеджмента – как превалирующая модель в азиатском регионе – исторические предпосылки и развитие. Теория управления знаниями (Knowledge Management) – с примерами в японских компаниях.
  • Образ селаримена: от Японии к Южной Корее и Китаю.
    Особенности корпоративной жизни больших компаний. Инициальный период, предпринимательский дух, код чести.
  • Вводное занятие. Три уровня деловой культуры – особенности ведения бизнеса в азиатском регионе.
    Конфуцианская картина мира как модель компании. Конфуцианство, даосизм и буддизм – влияние на современные восточные методы управления. Искусство управления по Сунь-Цзы. 1. Понимание деловой культуры Востока. 2. Case-study: провалы иностранных компаний в Китае 3. Основные теории менеджмента, пришедшие с Востока на Запад.
  • Системы передачи знаний в азиатских компаниях.
    Как устроен коммуникационный процесс внутри азиатских компаний? 1. Как выглядят переговоры глазами европейца? 2. Культура информационного обмена в японских компаниях. 3. Вызовы современного мира – влияние технологических новшеств на процесс передачи знаний внутри компании.
  • Заключение сделок: особенности переговорного процесса в странах Азии. Взаимодействие с азиатским потребителем.
    Особенности переговорного процесса. Социальный контракт с потребителем: ожидание клиентов и условия работы поставщиков.
  • Правила делового азиатского корпоративного этикета.
    Как устроен переговорный процесс внутри азиатских компаний? 1. Этикет Японии 2. Деловая культура Ю. Кореи 3. Особенности корпораций КНР
  • Социальная психология и культура потребления Азии: самовосприятие потребителей, поведенческие модели.
    Особенности азиатского мировосприятия: феноменология моды, популярности и трендов
  • Переговоры в Японии, Китае и Ю. Корее.
    Этапы выстраивания деловых отношений. 1. Протокол деловых переговоров в Китае 2. Особенности переговоров с южнокорейскими компаниями 3. Правила переговоров с японской стороной.
  • Особенности диджитал-маркетинга в Азии.
    Основные тренды цифрового маркетинга в азиатском регионе. История развития азиатского цифрового бума. «Единороги» интернет-индустрии. Структура международных инвестиций.
  • Переговоры в Японии, Китае и Ю. Кореи.
    Этапы выстраивания деловых отношений. 1. Различия в самоидентификации между западными и восточными культурами 2. Концепция счастья и благополучия в различных культурах 3. Особенности выстраивания рекламных компаний и отношения с потребителем в странах Азии.
  • Особенности диджитал-маркетинга в Китае.
    Феномен китайского консумеризма. Основные экосистемы генерации контента, платформы социальной коммерции и новые модели потребительского поведения. Перспективные тренды технологических стартапов в странах Азии.
  • Диджитал маркетинг в Азии.
    1. Популярные цифровые платформы Азии. 2. Alibaba vs. Tencent: кто побеждает на очередном витке конкуренции? 3. Кейсы маркетинга влияния: ведущие инфлюенсеры (KOL) китайского интернета.
  • Диджитал маркетинг в Азии
    Кейсы инновационных компаний в Азиатском регионе 1. Новый ритейл (New Retail 4.0) 2. Инновации от Alibaba: новые платформы и причины их популярности 3. Кейсы ведущих интернет компаний Японии (Rakuten) и Ю. Кореи (Naver)
  • Вводное занятие. Характерные особенности бизнес-отношений в регионе арабского Ближнего Востока и Северной Африки
    Цели и задачи дисциплины. История торговли в регионе БВ и СА. Мифы и реальность деловой среды региона. Корпоративные отношения и семейные обязательства. Асабийя и МВФ. Глоба-лизация и клановые интересы. Верблюжья колючка «в боку транснационального бизнеса».
  • Бизнес на БВиСА.
    1. Что такое бизнес по-арабски? 2. Как язык влияет на процесс делового общения. 3. Традиции торговли – большой базар и культурный шок европейца. 4. Современная география глобализации на Востоке – взлеты и падения транснациональных корпораций. 5. Чего никогда не сможет МВФ или руки прочь «от племянника».
  • Особенности ведения бизнеса в странах с мусульманскими практиками и светской си-стемой финансовых рынков.
    Традиции светского ведения финансовой деятельности и растущая потребность самоидентификации мусульманина. Выход шариата из семьи «на улицу» - столкновение мировой системы финансирования и моральным кодексом последователя ислама. Баланс финансово-хозяйственной системы в рамках «мирного сосуществования» двух подходов в Индонезии, Малайзии, КСА. Дубай – попытка тотальной диверсификации по принципу «мы всем рады».
  • Практика сочетания светской и шариатской систем. – 4 часа.
    1. Транснациональный бизнес мусульман – между харам и халяль. 2. Банки и финансы – как не попасть в капкан «Риба». 3. Биржи и фонды – опыт Куала-Лумпура и Дубая. 4. Что дальше – сотрудничество или противостояние?
  • Влияние западных транснациональных корпораций на формирование бизнес-отношений.
    Формирование прозападного бизнес-дискурса на примере Ост-Индской компании и военной оккупации Египта Англией. Сауди-Арамко и другие. Как телекоммуникационный рынок влия-ет на характер отношений.
  • Транснациональная среда.
    1. XIX – начало XX веков: брешь в глухой защите. Как Европа раскидывала деловые «сети» в мусульманских странах. 2. Арабы, мусульмане и корпоративные интересы. 3. Ост-Индская компания и раздел Индии. Сауди-Арамко в условиях подъема националисти-ческих настроений. 4. Гугл, Фейсбук, Твиттер и другие – кто победит в соревновании за умы и сердца будущих мусульманских предпринимателей.
  • Особенности мусульманских экономических практик. Этика Шариата.
    Коран и Сунна Пророка о хозяйстве и наследстве. Как делить военную добычу и в чем сходство военного дележа и ежегодных дивидендов. Что говорит ислам по вопросу договор-ных отношений и дозволенности мены и продажи. Пресловутый процент (Риба) – правда ли, что шариат запрещает давать деньги в долг?
  • Шариат и бизнес
    Аяты о наследстве и договорах, уложения о прощении должника – что хотел сказать ав-тор? Военная добыча и корпоративная этика. Как одно живет с другим. Харам и халяль в тор-говле и финансах.
  • Особенности исламской финансовой системы. Перспективные модели развития.
    Банкинг и страхование. Коммунальные кассы и фонды взаимопомощи. Ценные бумаги «сукук». Как избежать спекуляции. Индустрия развлечений в рамках приличий. Мода и мо-раль.
  • Финансы и кредит. Варианты развития
    Структура банковского бизнеса. Шариатская тройка и дозволенное в рамках рискованного. Как получить кредит и поднять финансирование. Кто купил мерседес? Взгляд в будущее – туризм и красота, как рынок халяль завоевывает мир.
  • Вопросы внутреннего рынка сбыта. Баланс импорта и внутреннего продукта.
    Внутренний рынок между «хочу» и «харам» (нельзя). Как меняются предпочтения потребителя: iPhone рулит, McDonalds выживает. Новые стратегии для удержания рынка – потребитель хочет того же, но с другим подходом. Новые возможности локализации продукции и создания новых секторов и продуктов на потребительском рынке.
  • Рынок сбыта. Модели и перспективы
    Противоречие потребительских желаний и религиозных ограничений. Товары и услуги в эпоху религиозного подъема. Новые возможности маркетинга традиционной продукции в иннова-ционной упаковке. Локализация мировых брендов – будущее?
  • Ближний Восток без нефти. Варианты и модели интенсивного развития.
    Нефть кончилась. Что произойдет с нефтедобывающими экономиками. А с братскими страна-ми, не имеющими нефть? Как повлияет исчезновение «наркотика 21 века» на экономическое и социально-политическое положение нефтедобывающих стран? Что делается в преддверии та-кой перспективы? КСА – Видение 2030; ОАЭ – самодостаточная экономика; Кувейт – технологический центр; Малайзия как пример для подражания
  • Нефть нас покинула. Да здравствует экологичная экономика.
    Ветряная энергетика, атомная энергетика, солнечная энергетика. Как нефтезависимые экономики смотрят в будущее. Коран и Сунна как руководство к действию? Или фактор торможения? Два взгляда на одну проблему.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарская активность (3 модуль)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий итоговый проект
    Проект сдается в конце 3 модуля. В данной ситуации кратковременные и долговременные нарушения интернет-соединения значения не имеют. Во время разработки проекта не запрещено пользоваться конспектами и другими подсказками.
  • неблокирующий семинарская активность (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * итоговый проект + 0.2 * семинарская активность (3 модуль) + 0.2 * семинарская активность (4 модуль) + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schweitzer, S., & Alexander, L. (2015). Access to Asia : Your Multicultural Guide to Building Trust, Inspiring Respect, and Creating Long-Lasting Business Relationships. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=978132
  • Филоник, А. (2017). Исламские Финансы И Вызовы Современности. Russia & the Moslem World / Rossiya i Musul’manskii Mir, (10), 71–85. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=126397787
  • ボイ・ラファイエット・デ・メンテ. (2009). Etiquette Guide to Japan : Know the Rules That Make the Difference! (Vol. Updated and expanded ed). North Clarendon, Vt: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Al, A. A., Roy, T., & Nicholson, J. D. (2018). Researching Corporate Social Responsibility in the Middle East: The Current State and Future Directions. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 25(1), 47–65. https://doi.org/10.1002/csr.1439
  • Andi Asdar Yusuf. (2017). Controversy of Islamic Law on The Distribution of Inheritance to the Heirs of Different Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C03C1F38
  • Billaud, J. (2012). Watching “Sharia Business” At Close Quarter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.940AE96B
  • Chéron, E., Kohlbacher, F., & Tan Shen Hui. (2018). Cause-related marketing in Asia: The effect of consumer involvement and gender. Social Business, 8(3), 227–252. https://doi.org/10.1362/204440818X15434305418597
  • D’Costa, A. P. (2018). Capitalist maturity and South Korea’s post‐development conundrum. Asia & the Pacific Policy Studies, 5(2), 279–297. https://doi.org/10.1002/app5.243
  • De Mente, B. L. (2016). Etiquette Guide to China : Know the Rules That Make the Difference! North Clarendon: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1569018
  • Deepika Gaur. (2019). Self-Leadership and interpersonal competences of future aspiring professionals in the Arab Middle East: Reference to FIRO-B. Management Science Letters, (12), 2021. https://doi.org/10.5267/j.msl.2019.7.004
  • Does promotion and islamic business ethics increase consumer loyalty? empirical evidence Resto Kampoeng Banyumili Salatiga. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8AB570B
  • Francesca Checchinato, & Lala Hu. (2018). Managing digital marketing strategies in emerging markets: The case of China. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.vnm.wpdman.160
  • Helble, M. (2018). Toward a Consumer-Centered Economy and Its Implications for International Trade and Asia’s Development*. Asian Economic Papers, 17(3), 56–74. https://doi.org/10.1162/asep_a_00632
  • I. Zaripov A., & И. Зарипов А. (2017). Islamic Finance as a Strategic Point for the Development of Russia ; Исламские Финансы Как Стратегический Ориентир Развития России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2561348E
  • Obiyathulla Ismath Bacha, & Abbas Mirakhor. (2019). Sukuk And Sukuk Markets. World Scientific Book Chapters, 131. https://doi.org/10.1142/9789813274648_0007
  • Paulet, E., & Rowley, C. (2017). The China Business Model : Originality and Limits. Cambridge, MA: Chandos Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1144804
  • Philip Kotler, Hermawan Kartajaya, & Den Huan Hooi. (2017). Asia’S Regional Players: Asia Vision, Local Actions. World Scientific Book Chapters, 251. https://doi.org/10.1142/9789813201972_0014
  • Philip Kotler, Hermawan Kartajaya, & Den Huan Hooi. (2017). Marketing for Competitiveness: Asia to The World:In the Age of Digital Consumers. World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. https://doi.org/10.1142/10313
  • Raluca Ioana Oprea. (2019). Directions of Economic Integration in the Arab East. Ovidius University Annals: Economic Sciences Series, (1), 110. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.059006ab5d2448ce89b318aeb35a2397
  • Tidiane Kinda. (2019). E-commerce as a Potential New Engine for Growth in Asia. IMF Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.imf.imfwpa.19.135
  • Warner, M. (2012). Managing Across Diverse Cultures in East Asia : Issues and Challenges in a Changing Globalized World. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507517
  • Warner, M. (2017). The Diffusion of Western Economic Ideas in East Asia. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1441317
  • Wildan Sena Utama. (2016). Incorporating Spirituality and Market: Islamic Sharia Business and Religious Life in Post-New Order Indonesia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5A691AB
  • Идигов, Ю., & Рагимов, А. (2011). 15.2. Исламская Экономика: Новый Подход К Экономическим Отношениям. Бизнес в Законе. Экономико-Юридический Журнал, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14513934
  • Краснопьорова, Л. Д. (2015). Regional Integration on Middle East: Retrospective View and Prospect ; Региональная Интеграция На Ближнем Востоке: Ретроспектива И Перспектива ; Регіональна Інтеграція На Близькому Сході: Ретроспектива І Перспектива. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4A177A32
  • ЛАТЧИНОВА Л.Х., & ЧЕРНЕНКО Е.Ф. (2015). Новый Энергетический Ландшафт В Регионе Ближнего Востока. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Экономика, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16417608