• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Сербский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Рыжова Дарья Александровна, Станкович Милька
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 158

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Сербский язык» знакомит студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, формирует практические навыки порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Кроме того, слушатели получат представление о культурно-историческом контексте развития сербского языка и о современной социолингвистической ситуации на постюгославском пространстве, сформируют навык исследовательской работы с материалом сербского языка и будут подготовлены к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Теоретическое знакомство студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой сербского языка, а также формирование практических навыков порождения и восприятия текстов на сербском языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуа-циях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
  • Формирование представления о культурно-историческом контексте развития сербского языка и знакомство с современной социолингвистической ситуацией на постюгославском пространстве.
  • Формирование навыка исследовательской работы с материалом сербского языка.
  • Подготовка студентов к возможному участию в сербских научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с фонологическим составом сербского языка, с правилами чтения и правописания, с особенностями ударения. Воспринимает речь на слух и может грамотно записать прослушанный текст, даже если часть слов ему не знакома.
  • Студент знает, какое место сербский язык занимает в генетиче-ской классификации языков; формулирует основные структурные сходства и отличия сербского языка от дру-гих славянских языков (на всех языковых уровнях). Имеет пред-ставление о балканском языковом ареале и его особенностях
  • Студент способен самостоятельно порождать грамотные высказывания на сербском языке
  • Студент понимает устную речь и письменные тексты на сербском языке, способен провести грамматический анализ текста
  • Студент способен поддержать разговор на сербском языке на любую тематику
  • Студент знаком с основными вехами истории Сербии, имеет представление о культуре и традициях современной Сербии
  • Студент имеет представление о политической и социолингвистической ситуации на Балканском полуострове
  • Студент знаком с творчеством по крайней мере нескольких сербских писателей, скульпторов, художников и композиторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика и правила чтения. Орфография.
  • Грамматика
    Глаголы. Настоящее время: Модели спряжения на –а-, -и-, -е-. Спряжение глаголов на –ћи. Глаголы бити (полные и краткие формы), моћи, хтети (полные и краткие формы). Глагольное отрицание. Прошедшее время (перфект, аорист, имперфект, плюсквамперфект): утвердительные и отрицательные формы. Формы страдательного причастия на –л- от разных групп глаголов (на –ти, на –сти и на -ћи). Действительные причастия. Деепричастия. Будущее время 1 и 2. Имена. Склонение существительных женского и мужского рода на –а, мужского рода на согласный, среднего рода на –о/-е. Особенности образования форм множественного числа. Особенности образования форм родительного падежа множественного числа. Склонение имен прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Личные местоимения. Склонение местоимений. Полные и краткие формы. Неопределенные, отрицательные, вопросительные местоимения. Количественные числительные. Порядковые числительные. Собирательные числительные. Предлоги. Союзы. Междометия. Синтаксис простого предложения: позиция и порядок клитик. Общий вопрос, частный вопрос. Конструкция с да (аналитический инфинитив). Синтаксическая связь числительного с именной группой. Подчинительные конструкции.
  • Лексические темы
    семья; еда; квартира; дни недели; названия месяцев; основные глаголы движения, базовых действий и отношений; названия цветов; страны и национальности; обстоятельства времени: вчера, сегодня, завтра, утром, днем, вечером, ночью, сегодня утром, сегодня вечером, сегодня ночью, вчера вечером, (этой) зимой, (этой) весной, (этим) летом, (этой) осенью; одежда; виды спорта; компьютерная лексика; лингвистическая терминология.
  • Социолингвистические, исторические и культурологические аспекты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий несколько сочинений на заданные темы
  • неблокирующий домашние задания
    Небольшие домашние задания даются на каждом занятии и проверяются в устном формате в аудитории
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа на 80 минут
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.3 * несколько сочинений на заданные темы + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стијовић, Р. Р., Лазић Коњик, И. В., & Спасојевић, М. Љ. (2019). Узвици у савременом српском језику: класификација и лексикографска обрада ; Междометия в современном сербском языке: классификация и лексикографическая обработка ; Interjections in the Contemporary Serbian Language: Classification and Lexicographic Treatment.
  • Стојановић, С. Б. (2019). О основном значењу српског перфекта активне дијатезе и његовој типолошкој класификацији ; К основному значению сербского перфекта активной диатезы и его типологической классификации ; On Basic Meaning of the Active Perfect in Serbian and its Typological Classification. https://doi.org/10.2298/JFI1802109S
  • Трајковић, Т. Г. (2019). Говор Ниша кроз призму диглосивности ; Говор Ниша сквозь призму диглоссивности ; Niš Speech Through the Prism of Diglossia. https://doi.org/10.2298/JFI1802089T
  • Шапошников, А. К. (2017). Сравнительная лексикография славянских языков ; Comparative lexicography of Slavic languages. Београд : Институт за српски језик САНУ. https://doi.org/10.5281/zenodo.437443

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brandner, A. (2013). [Славянские языки, письменность и культура] ; [Slavjanskije jazyki, pis’mennost’ i kul’tura].
  • Алановић, М. Б. (2019). Граматички статус спацијалне клаузе – на други поглед ; Грамматический статус придаточного предложения места – на второй взгляд ; Grammatical Status of the Subordinate (Adverbial) Clause of Place – From Another View. https://doi.org/10.2298/JFI1802029A
  • Казанкова, Е. А. (2011). Славянские языки в когнитивном аспекте.
  • Марковић, А. М. (2020). Могућност трансформације именичких синтагми с генитивом материје у синтагме с конгруентним придевским атрибутом ; Возможность трансформации субстантивных словосочетаний с генитивом материала в словосочетания с адъективным согласованным определением.
  • Танасић, С. З. (2019). Безличне партиципске реченице у српском језику ; Безличные причастные предложения в сербском языке. Београд : Савез славистичких друштава Србије. https://doi.org/10.18485/mks_srpska_slavistika.2018.1.ch28
  • Танасић, С. З. (2019). Из синтаксичке проблематике српских говора у Босни и Херцеговини ; К вопросу о синтаксисе сербских говоров в Боснии и Герцеговине. Крагујевац : Филолошко-уметнички факултет.
  • Танасић, С. З. (2019). О синтакси језика листа „Наша Реч“.