Магистратура
2020/2021





Оценка персонала в организации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Измерения в психологии и образовании)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Горбунова Анна Александровна,
Павлов Станислав Витальевич
Прогр. обучения:
Измерения в психологии и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Оценка персонала» знакомит студентов с методами оценки персонала в ходе отбора персонала и развития персонала. В ходе практико-ориентированных занятий студенты обучаются разработке и применению таких методов как центры оценки, оценка 360, ситуационные тесты, интервью по компетенциям и др.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Оценка персонала» являются овладение студентами основными концепциями оценки персонала и представлениями об инструментах данной сферы деятельности.
Планируемые результаты обучения
- выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки;
- проводить упражнение формата групповая дискуссия Центров оценки
- проводить наблюдение и оценку упражнений Центра оценки по технологии НОКО (ORCE)
- оценивать качество критериев оценки, заложенных в опросник 360
- Разрабатывать ситуационные тесты
- формулировать вопросы по технологии STAR и CARE в рамках интервью по компетенциям
- администрировать заполнение тестов способностей и личностных опросников
- выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки
- предоставлять обратную связь по результатам оценки
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в оценку персоналаМодели оценки потенциала и эффективности. Виды инструментов оценки персонала, их области применения, ключевые достоинства и недостатки, экономическая эффективность их применения. Надежность и валидность инструментов оценки. Модель оценки. Шкала оценки. Интерпретация оценки. Прогноз по результатам оценки.
- Тема 3. Оценка 360Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Принципы конструирования опросника 360. Подводные камни. Принципы администрирования. Принципы предоставления обратной связи.
- Тема 2. Центры оценки и развитияОпределение, области применения, предмет оценки, достоинства и недостатки. Роли в центре оценки. Цикл оценки НОКО (ORCE). Правила ведения записей в ходе оценки. Виды упражнений, используемые в рамках центра оценки. Матрица оценки и ее конструирование. Расписание Центра оценки. Проведение упражнений в центре оценки. Процесс интеграции оценок. Формирование индикаторов для оценочных форм. Принципы конструирования различных типов упражнений Центра оценки.
- Тема 4. Ситуационные тестыОбласти применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Принципы конструиро-вания ситуационного теста.
- Тема 7. Менее распространенные методы оценки: методики диагностики честности, биографические данные, неструктурированное интервью, опросники ценностей и интересовОбласти применения, цели, задачи, возможности и ограничения данных методов.
- Тема 8. Оценка эффективности сотрудниковЦели, задачи, возможности и ограничения. Эффективность vs. компетенции/способности/потенциал. Skill и Chance в оценке эффективности.
- Тема 6. Тесты способностей и личностные опросникиОбласти применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Разница между тестами и опросниками. Варианты архитектуры тестов. IRT и классическое тестирование. Нормативные и ипсативные опросники. Тестовые нормы. Способы и границы интерпретации. Анализ отчетов.
- Тема 5. Интервью по компетенциямОбласти применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Технология воронки вопросов. Технологии построения вопросов: STAR и CARE. Правила проведения интервью. Подводные камни.
Элементы контроля
- Выполнение проектных практических заданий
- Участие и активность на занятиях
- Итоговый письменный тест
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Выполнение проектных практических заданий + 0.25 * Итоговый письменный тест + 0.25 * Участие и активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Barrick, M. R., & Mount, M. K. (1991). The Big Five Personality Dimensions and Job Performance: A Meta-Analysis. Personnel Psychology, 44(1), 1–26. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x
- Frank L. Schmidt, & John E. Hunter. (1998). The validity and utility of selection methods in personnel psychology: Practical and theoretical implications of 85 years of research findings. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4560464
- Hogan, R. (2005). In Defense of Personality Measurement: New Wine for Old Whiners. Human Performance, 18(4), 331–341. https://doi.org/10.1207/s15327043hup1804_1
- Situational judgment tests: A review of recent research. (2008). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7C265DA0
Рекомендуемая дополнительная литература
- Moscoso, S., & Iglesias, M. (2009). Job Experience and Big Five Personality Dimensions. International Journal of Selection & Assessment, 17(2), 239–242. https://doi.org/10.1111/j.1468-2389.2009.00466.x
- S. Rothmann, & E. P. Coetzer. (2003). The big five personality dimensions and job performance. SA Journal of Industrial Psychology, (1). https://doi.org/10.4102/sajip.v29i1.88
- The Validity of Conscientiousness Is Overestimated in the Prediction of Job Performance. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8DAF255F