• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Гусева Наталья Игоревна, Трубникова Олеся Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегический менеджмент» предназначен для студентов бакалавриата образовательной программы "Бизнес информатика" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Продолжительность курса составляет 40 аудиторных часов: 24 часа лекций и 16 часов семинаров. Формы академического контроля представлены сочетанием групповой и индивидуальной работы, по завершению курса - письменный экзамен. Данный курс дает необходимые знания и формирует навыки и компетенции для решения проблем стратегического менеджмента. Курс фокусируется на разработке организационной стратегии - разработке стратегии организации по развитию бизнеса, успешной конкуренции, а также по привлечению и удовлетворению своих клиентов для достижения поставленных целей. В рамках курса особое внимание уделяется роли конкурентного преимущества, типам корпоративных и конкурентных стратегий, а также основным этапам процесса стратегического управления: от определения текущей миссии, целей и стратегий организации до оценки результатов внедрения стратегии. Изучение основных методов анализа внешней и внутренней среды, подходов формулирования стратегий позволит студентам наработать навыки стратегического управления с краткосрочным и долгосрочным видением устойчивого развития в условиях высоко-турбулентной бизнес-среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - сформировать у студентов необходимый объём теоретических знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для стратегического управления организаций.
  • Формирование системы знаний студентов по процессам стратегического управления;
  • Изучение основных методов анализа внешней и внутренней среды;
  • Формирование навыков и компетенций студентов по разработке стратегии компании, принимая во внимание основные возможности организации и вызовы бизнес-среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • По окончании курса студенты приобретают теоретические знания и навыки стратегического управления:
  • 1) Ознакомление с сущностью процесса стратегического менеджмента, его ключевыми этапами.
  • 2) Знание основных методов стратегического анализа внешней среды и позиционирования фирмы, умение применять инструментарий на практике. Понимание влияния факторов макросреды на организации различного вида экономической деятельности. Определение характеристик отрасли и ключевых факторов успеха в ней.
  • 3) Знание основных методов анализа внутренней среды, определение зон конкурентного преимущества компании. Умение идентифицировать материальные и нематериальные ресурсы компании, определять ключевые и корневые компетенции фирмы, классифицировать и определять приоритетные группы стейкхолдеров.
  • 4) Знание различных видов стратегий и владение инструментарием стратегического менеджмента для разработки стратегии организации. Понимание различий между понятиями стратегические способности и конкурентные преимущества, и их роли в построении конкурентоспособности компании.
  • 5) Понимание основных этапов реализации стратегии, влияющих на достижение успеха и проблем, возникающих при преобразовании компании. Ознакомление с мотивами выхода на новые международные рынки. Изучение стратегий компаний, действующих на глобальной арене.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегический менеджмент. Развитие концепций стратегического управления
    Предпосылки стратегического менеджмента. Изменение концепции организации. Содержание и природа стратегического менеджмента. Роль стратегии в управлении компанией. Эволюция подходов управления и функции планирования. Стратегическое и оперативное управление. Преимущества и вызовы стратегического видения и управления. Стратегическое целеполагание. Развитие концепций стратегического управления. Модель стратегического менеджмента.
  • Стратегическое позиционирование организации
    Стратегическое позиционирование: Цели; Стратегические способности организации & Конкурентные преимущества; Культура: национальная, корпоративная, отраслевая; Внешняя среда организации. Концепция стратегических способностей. Концепция конкурентных преимуществ. Логика формирование конкурентных преимуществ. Классификация конкурентных преимуществ. VRIO-анализ. Стратегии создания конкурентного преимущества. Знание – как конкурентное преимущество. Модель Закка. Теории и концепции измерения национальной культуры. Корпоративная культура. Модель корпоративной культуры Ф. Тромпенаарса. Формирование инновационной культуры. Основные характеристики духовно ориентированных организаций (Spiritual organizations).
  • Анализ бизнес-окружения
    Внешнее окружение организации: политическое, экономическое, законодательное, технологическое, демографическое, культурное и экологическое. Основные возможности и вызовы внешней среды. Понимание различных аспектов внешней бизнес-среды и способов ее оценки. Определение различных видов конкуренции для бизнеса. Методы анализа внешней среды: 5 сил Портера, анализ PESTELD, анализ ETOP и матрица конкурентного профиля. Понимание турбулентности внешней среды и природы движущих сил отрасли. Стратегическая разведка – как начальный этап стратегического управления.
  • Миссия, видение, стратегические цели и бизнес-модели
    Процесс стратегического менеджмента. Основные этапы. Разработка видения, миссии и стратегических целей компании. Ключевые элементы стратегии компании. Опыт использования техники Делфи и анализа временных рядов. Понятие бизнес модели. Навыки разработки бизнес-модели. Понятие дорожной стратегической карты. Ключевые элементы ДСК. Основные концепции направления развития компании с помощью процесса стратегического менеджмента.
  • Стратегический выбор организации
    Понятие стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, конкурентная (бизнес) стратегия, функциональные стратегии. Операционная стратегия. Стратегии корпоративного уровня: стратегия роста, смежной диверсификации; стабильности; обновления и стратегия сокращения. Стратегическая бизнес – единица. Конкурентные стратегии: часы Боумена. Условия применения стратегии лидерства по издержкам, по качеству (дифференциации), фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Основные функциональные стратегии: стратегия исследований и научных разработок, производственная, маркетинговая, управления человеческими ресурсами и финансовая стратегии. Инновационные стратегии: модель алого и голубого океанов, бирюзовые стратегии и др.
  • Реализация стратегий
    Ключевые элементы реализации стратегии. Подходы реализации стратегии: структурный, функциональный, поведенческий, проектный, процедурный и распределения ресурсов. Преобразование компании для реализации стратегии. Факторы, влияющие на успешность реализации и основные ошибки, возникающие при реализации стратегии. Особенности формирования стратегии компании при выходе на зарубежные рынки. Концепции измерения национальной культуры. Методы реализации стратегии. Успешная практика реализации стратегий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 3) Тест по анализу бизнес-моделей
    1 тест - 20 вопросов по рассмотренным академическим публикациям.
  • неблокирующий 2) Групповой проект «Исследование стратегических способностей и конкурентных преимуществ компании»
    4 – 5 студентов в группе; Объем – 1 интервью на студента, групповой анализ, презентация – 15 слайдов в Power point (10-12 мин) Студенты должны четко придерживаться установленных сроков сдачи работ. Их несоблюдение влияет на полученную оценку по выполненному заданию: • Задержка сдачи на 1 – 3 дня: снижение на 20%; • Задержка сдачи на 4 – 5 дней: снижение на 30%; • Задержка сдачи на 6 – 7 дней: снижение на 40%; • Задержка сдачи более 7 дней: снижение на 50%. Объект исследования – высокотехнологичные компании 1. Индивидуальная работа - 40% (качество проведенного интервью) • Качество респондента (соответствие выдвинутым условиям) • Полнота ответов - Объем/Количество более 2000 слов • Наличие аудиозаписи, подтверждающей формы • Оформление (выравнивание по ширине, выделение вопросов полужирным начертанием, шапка интервью, нумерация строк интервью) • Инициативность и вовлеченность 2. Групповая работа – 60% (качество анализа, презентации, выступления) • Однородность интервьюируемых • Структурированность и логичность анализа • Наличие и ясность вывода • Наличие цитирования (подтверждение выводов текстом интервью) • Оригинальность, Интересное решение для анализа • Использованные инструменты соотносятся с результатами работы / объяснено их использование, правильное применение • Включенная камера у выступающего • Навыки публичных выступлений (Выразительность выступления, не чтение) • Визуальная составляющая презентации – корпоративный стиль, структурированность • Четкая логика выступления • Участие каждого члена группы в защите • Тайминг (12 мин) • Оригинальность • Активность при ответе на вопросы
  • неблокирующий 4) Групповой консалтинговый проект: по материалам кейса «Аэрофлот: Как высоко и далеко лететь?»
    Разработка корпоративной, конкурентной и функциональной стратегий – групповой анализ и презентация. Требования по выполнению группового проекта: 1. 5 студентов (6 макс. по согласованию с преподавателем) в группе; 2. дедлайн по 1 части проекта - 1 и 4 июня в соответствии с расписанием семинарских занятий; 3. дедлайн по 2 части проекта - 8 и 11 июня в соответствии с расписанием семинарских занятий; 4. презентация: 12 - 15 слайдов в Power point (устная презентация 10 мин), использование шаблона ВШЭ/ ВШБ 5. участие каждого члена команды Студенты должны четко придерживаться установленных сроков сдачи работ. Их несоблюдение влияет на полученную оценку по выполненному заданию: • Задержка сдачи на 1 – 3 дня: снижение на 20%; • Задержка сдачи на 4 – 5 дней: снижение на 30%; • Задержка сдачи на 6 – 7 дней: снижение на 40%; • Задержка сдачи более 7 дней: снижение на 50%. 1 часть проекта – Разработка корпоративной стратегии гк «Аэрофлот» В презентации должно быть: • Четкая цель и задачи выполнения проекта; 0,5 балла • Представлена структура презентации; 0,5 балла • Обозначены этапы разработки корпоративной стратегии; 0,5 балла • Представлен анализ внешней среды с использованием аналитических инструментов; 2 балла • Представлен анализ внутренней среды с использованием аналитических инструментов; 2 балла • Представлен анализ корпоративного портфеля с использованием аналитических инструментов; 2 балла • Разработка и обоснование предлагаемой корпоративной стратегии; 2 балла • Сделано заключение. 0,5 балла 2 часть проекта – Разработка конкурентной и функциональной стратегии авиакомпании «Аэрофлот» В презентации должно быть: • Четкая цель и задачи выполнения проекта; 0,5 балла • Представлена структура презентации; 0,5 балла • Обозначены этапы разработки конкурентной стратегии; 0,5 балла • Представлен анализ конкурентных преимуществ основных игроков; 2 балла • Представлен анализ конкурентных сил с использованием аналитических инструментов; 2 балла • Разработка и обоснование предлагаемой конкурентной стратегии; 2 балла • Разработка и обоснование предлагаемой функциональной стратегии; 2 балла • Сделано заключение. 0,5 балла
  • блокирующий 5) Экзамен
    Письменная работа 80 мин. Оценка, полученная на экзамене, не позволяет компенсировать результаты промежуточного контроля и является блокирующей. Неудовлетворительная оценка за итоговую письменную работу ведет к получению неудовлетворительной оценки по дисциплине (экзамен является блокирующим). Экзамен проводится по итогам освоения дисциплины "Стратегический менеджмент" в рамках экзаменационной сессии. Максимальная оценка – 10 баллов. Во время экзамена каждый студент выполняет свое задание самостоятельно. В это время запрещаются любые разговоры или обсуждение, сравнение выполненных заданий, "списывание" или иное любое взаимодействие с остальными студентами. Пользоваться справочными, учебными, подготовительными материалами, конспектами лекций и семинарских занятий, открывать вкладки в браузере (кроме вкладки с экзаменационными вопросами) в процессе прохождения экзамена не разрешается. Нарушение этих правил ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен и за весь курс по данной дисциплине, а также иным дисциплинарные наказания.
  • неблокирующий 1) Работа на семинарских занятиях, участие в дискуссиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Gсовок.= 0,6 Gпромеж. + 0,4·Gэкзамен = 0,6 x [0,1·Gсеминар занят + 0,3·Gгруп. проект + 0,2·Gтесты + 0,4·Gконсалтинг проект ] + 0,4·Gэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • (HBR) Коллектив авторов - Стратегия - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442625 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8833
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
  • Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium-com.proxylibrary.hse.ru/catalog/product/1028918 . – Режим доступа: по подписке.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hui-ling Wang. (2014). Theories for competitive advantage. Http://Ro.Uow.Edu.Au/Cgi/Viewcontent.Cgi?Article%3D1410%26context%3Dbuspapers.
  • Izushi, H., & Huggins, R. (2011). Competition, Competitive Advantage, and Clusters : The Ideas of Michael Porter. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=438463
  • Johnson, G. (2013). Exploring Strategy Text & Cases: Vol. 10th edition. Pearson.
  • Porter, M. E. (2015). What is strategy? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0E62A3B
  • Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
  • Sadler, P. (2003). Strategic Management: Vol. 2nd ed. Kogan Page.
  • Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
  • Teece, D. J., Pisano, G., & Shuen, A. (1997). Dynamic Capabilities and Strategic Management. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 18(7), 509–533. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.CO;2-Z
  • Какаева, Е. А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: Учебное пособие / Какаева Е.А., Дуненкова Е.Н. - Москва : Дело АНХ, 2015. - 176 с. (Образовательные инновации) ISBN 978-5-7749-1021-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium-com.proxylibrary.hse.ru/catalog/product/497487 (дата обращения: 08.04.2021). – Режим доступа: по подписке.
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • М.Портер - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443349 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8932
  • Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. – Альпина Паблишер, 2017. – Текст: электронный. – URL: https://hse-alpinadigital-ru.proxylibrary.hse.ru/book/421 – Режим доступа: по подписке.
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065