Бакалавриат
2020/2021
Когнитивная нейронаука
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Володина Мария Александровна,
Косоногов Владимир Владимирович,
Моисеева Виктория Владимировна,
Полтаржицкая Анастасия Юрьевна,
Шестакова Анна Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Когнитивная нейронаука это междисциплинарная область знания. Используя методы нейровизуализации, когнитивная нейронаука изучает мозговую организацию познания и процессов общения. Она пытается ответить на вопрос о том, как мозг обеспечивает работу таких психических функций, как память, внимание, восприятие, речь, мышление, эмоции, мотивации, принятие решений, а также влиянии различных контекстов на когнитивные процессы.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса “Когнитивная нейронаука” является ознакомление студентов с классическими концепциями и современными представлениями о взаимосвязи активности мозга и высших психических функций, результатами новейших исследований в данной области, а также принципами и методами проведения психофизиологических экспериментов.
Планируемые результаты обучения
- Студенты могут описать нейрофизиологические основы обучения и памяти
- Студенты могут описать нейроанатомию и нейрофизиология лобных долей
- Студенты могут описать роль управляющей системы мозга в процессах внимания, восприятия, рабочей памяти, моторного контроля, принятия решений и усвоения правил
- Студенты знают современные представления о нейробиологических механизмах принятия решений
- Студенты могут описать гены и молекулы, связанные с мышлением.
- Студенты могут обсудить результаты современных исследований нейрофизиологии медитации
- Студенты понимают и могут описать принципы планирования и проведения экспериментов, связанных с психофизиологической оценкой эмоций
- Студенты понимают и могут описать принципы проведения эксперимента с использованием электроэнцефалографии
- Студенты знают основы программирования в средах разработки OpenSesame, PsychoPy, E-Prime.
- Студенты могут описать современные теории возникновения эмоций и расстройства, связанные с эмоциями.
- Студенты знают об основных концепциях изучения сознания: исторических предпосылках появления проблемы о соотношении психики и мозга (mind-body problem), функциях сознания, нейробиологических теориях и роли методов нейрокартирования в исследовании нейронных коррелятов сознания (электроэнцефалографии, функциональной магнитно-резонансной томографии)
Содержание учебной дисциплины
- Обучение и память. Мышление и способность решать задачи.
- Цели, управляющий контроль и действие
- Современные представления о нейробиологических механизмах принятия решений.
- Физиология медитации.
- Эмоции.
- Проведение когнитивного эксперимента
- Современный взгляд на проблему сознания
- Развитие. Гены и молекулы мышления.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * аудиторная работа + 0.2 * домашнаяя работа + 0.6 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Consciousness and the brain : deciphering how the brain codes our thoughts, Dehaene, S., 2014
- Consciousness explained, Dennett, D. C., 1993
- Tang, Y.-Y., Tang, R., Rothbart, M. K., & Posner, M. I. (2019). Frontal theta activity and white matter plasticity following mindfulness meditation. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.04.004
- The quest for consciousness : a neurobiological approach, Koch, C., 2004
- Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
- Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
- Мозг, познание, разум. Ч. 2: ., Баарс, Б., 2014
- Психология эмоций, Изард, К. Э., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- 77 �Comparing the Major Theories of Consciousness. (n.d.).
- Black, D. S., & Slavich, G. M. (2016). Mindfulness meditation and the immune system: a systematic review of randomized controlled trials. https://doi.org/10.1111/nyas.12998
- Camila Sardeto Deolindo, Mauricio Watanabe Ribeiro, Maria Adelia Aratanha, Rui Ferreira Afonso, Mona Irrmischer, & Elisa Harumi Kozasa. (2020). A Critical Analysis on Characterizing the Meditation Experience Through the Electroencephalogram. Frontiers in Systems Neuroscience, 14. https://doi.org/10.3389/fnsys.2020.00053
- Handbook of emotions, , 2008
- Handbook of psychophysiology, , 2007
- Hobson, J. A., & Friston, K. J. (2012). Waking and dreaming consciousness: Neurobiological and functional considerations. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2012.05.003
- Jamie Jirout, Jennifer LoCasale-Crouch, Khara Turnbull, Yin Gu, Mayaris Cubides, Sarah Garzione, Tanya M. Evans, Arthur L. Weltman, & Sibylle Kranz. (2019). How Lifestyle Factors Affect Cognitive and Executive Function and the Ability to Learn in Children. https://doi.org/10.3390/nu11081953
- Kaur, C., & Singh, P. (2015). EEG Derived Neuronal Dynamics during Meditation: Progress and Challenges. https://doi.org/10.1155/2015/614723
- Lomas, T., Ivtzan, I., & Fu, C. (2015). A systematic review of the neurophysiology of mindfulness on EEG oscillations.
- Rabinovici, G. D., Stephens, M. L., & Possin, K. L. (2015). Executive Dysfunction. https://doi.org/10.1212/01.CON.0000466658.05156.54
- The Oxford handbook of cognitive neuroscience. Vol.1: Core topics, , 2014
- The Oxford handbook of cognitive neuroscience. Vol.2: The cutting edges, , 2016
- Психология эмоций : я знаю, что ты чувствуешь, Экман, П., 2014
- Психология эмоций, Экман, П., 2014
- Психофизиология : учебник для вузов, Данилова, Н. Н., 2010
- Трудная проблема сознания, Васильев, В. В., 2009
- Эмоции, мифы, разум, Панов, В. Г., 1992