• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Внутренние коммуникации

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Солодухин Олег Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Внутренние коммуникации являются одной из наиболее динамично развивающихся управленческих дисциплин. По сути именно специалисты по внутренним коммуникациям способны выполнять функцию агента изменений в компании. Программа «Внутренние коммуникации» готовит таких специалистов, ориентирующихся в методах формирования корпоративной культуры и инструментах внутренних коммуникаций. Курс построен таким образом, что большая его часть читается специалистами-практиками, руководителями управлений внутренних коммуникаций крупнейших российских и западных компаний. С помощью данных специалистов разрабатываются деловые игры и проектные задания. Таким образом, студенты приобщаются к реальному опыту профессионалов внутренних коммуникаций и знакомятся с самыми актуальными направлениями профессии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование целостного представления о связях с общественностью с важнейшей целевой аудиторией компании - с ее персоналом; а также знакомство с системой внутренних корпоративных коммуникаций, их ролью и местом в жизни современных компаний. Освоение курса поможет студентам понять, как связаны внутренние коммуникации с корпоративной культурой, какие цели и задачи приходится решать отделу внутрикорпоративных коммуникаций компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает общими представлениями о том, что такое организация, этапах и стадиях её развития, типичных формах структуры организации и её ценностях.
  • Обладает общими представлениями о том, что такое внутренние целевые аудитории, их типы и сегменты, кто такие лидеры общественного мнения и «амбассадоры» организации
  • Обладает представлением о видах, каналах и уровнях внутренней коммуникации в организации, их месте в деятельности организации, понимает ято такое нематериальная мотивация и функции обратной связи во внутрикорпоративной коммуникации.
  • Четкое понимание функций внутренних коммуникаций в организации, того, что такое «корпоративная культура», идентификация сотрудников, «прозрачность организации».
  • Формирование представлений о структуре коммуникационного процесса внутри организации, ознакомление и формирование представлений о методах используемых при анализе коммуникационного процесса.
  • Закрепление представлений и формирование навыков коммуникационного аудита. Формирование представлений о типичных трудностях внутрикорпоративных коммуникаций.
  • Формирование и закрепление представлений о месте внутрикорпоративных коммуникаций в системе коммуникаций организации, их цели и задачах.
  • Формирование представлений о методах исследований, позволяющих выявить медиа предпочтения аудитории и о формах и методах использования их в выстраивании внутрикорпоративных коммуникациях.
  • Формирование представлений о внутрикорпоративной этике, её отличиях от локальных нормативных актов.
  • Сформированы представления о процессах информирования во внутрикорпоративной среде, знание основных методов и приемов регулирования информационных потоков.
  • Формирование представлений и навыков поддержания внутрикорпоративной культуры и традиций.
  • Сформированы представления о процессах информирования во внутрикорпоративной среде, знание основных методов и приемов регулирования информационных потоков
  • Сформированы представления о том, что такое корпоративная социальная ответственность, формах и методах ее претворения в жизнь.
  • Формирование представлений о формах и методах нормативного оформления существенных аспектов организации внутрикорпоративных коммуникаций.
  • Закрепление представлений и навыков, полученных за предыдущий период обучения. Формирование представлений о темпах их реализации.
  • Формирование представлений о коммуникационных кризисах и способах их преодоления.
  • Формирование представлений о критериях и методах оценки эффективности внутренних коммуникаций.
  • Формирование представлений об основных подходах к бюджетированию работы по внутрикорпоративным коммуникациям.
  • Умение аргументированно и со знанием предмета формулировать свои представления о перспективах развития внутренних коммуникаций в современном мире.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение.
    Содержание, цели и задачи курса. Интегрирующая функция связей с общественностью в системе внутренних коммуникаций организации. Этапы жизненного цикла организации и жизненного цикла ценностей организации. Организационная структура коллектива организации.
  • Тема 2. Внутренние целевые аудитории, их таргетирование.
    Таргетирование и сегментация внутренних целевых аудиторий. СМИ как «внутренняя» целевая аудитория. Выявление и сегментирование целевой аудитории. Неформальные ЛОМы организации. Амбассадоры организации (амбассадоры корпоративного бренда).
  • Тема 3. Коммуникация в организации. Внутренние коммуникации в виртуальном коллективе.
    Виды, каналы и уровни коммуникаций в организации. Роль и сущность внутренних коммуникаций организации. Системы нематериальной мотивации сотрудников и обратной связи.
  • Тема 4. Функции внутренних коммуникаций
    Создание прозрачности, поддержка идентификации сотрудников с компанией и содействие передаче знаний (своевременное и полное информирование сотрудников, создание и поддержка устойчивой корпоративной культуры, внедрение и поддержка ценностей компании, развитие горизонтальных связей между сотрудниками, поддержка культуры изменений, развитие бренда работодателя, увеличение показателя вовлеченности персонала, выявление и нейтрализация внутренних факторов негативного воздействия на развитие бизнеса, проведение мероприятий в рамках режима кризисных коммуникаций, получение обратной связи от сотрудников). Роль коммуникаций в HR-функциях (найм, отбор, адаптация, мотивация, управление знаниями).
  • Тема 5. Анализ внутрикорпоративных коммуникаций.
    Структура коммуникационного процесса на внутреннем уровне коммуникаций в организации. Сбор, подбор и изучение содержательной информации: открытые, закрытые источники, слухи, отзывы. Анализ информации методом 360°: медиа-аналитика, информационный аудит, коммуникационный аудит и анализ отношений компании с внешними и внутренними ЦА.
  • Тема 6. Анализ внутрикорпоративных коммуникаций.
    Методы коммуникационного аудита. Коммуникационные барьеры. Критерии оценки эффективности внутренних коммуникаций: текучесть кадров, удовлетворенность трудом и рабочие показатели. Мифы и риски внутренних коммуникаций. Формулирование проблем: состояние и прогнозы внутренних коммуникаций организации.
  • Тема 7. Стратегия развития внутренних коммуникаций.
    Цель и задачи внутренней коммуникации. Принципы построения внутренних коммуникаций. Стратегия внутренних коммуникаций как составная часть коммуникационной стратегии организации, бизнес-стратегии организации.
  • Тема 8. Планирование внутренних коммуникаций.
    Определение критериев эффективности внутренних коммуникаций. Исследования внутренних коммуникаций. Применение методов социологических исследований и медиаисследований. Мониторинги СМИ и социальных сетей; качественные и количественные исследования аудитории СМИ; получение информации о контактах аудитории со СМИ. Работа с социальными медиа: изучение пользовательской аудитории и изучение контента.
  • Тема 9. Общие правила и табу в корпоративной культуре.
    Требования к созданию правил и стандартов. Формирование внутрикорпоративной этики.
  • Тема 10. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.
    Организация процесса информирования и информационного обмена. Каналы информирования. Каналы коммуникации в организации: медийные, немедийные, межличностные. Формальные и неформальные коммуникации. Управление слухами. Регулирование информационных потоков. Вертикальные коммуникации: управление обратной связью. Горизонтальные коммуникации. Правила корпоративного общения в информационных каналах.
  • Тема 11. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.
    Корпоративное интернет-пространство: информационное наполнение и сопровождение. Функции корпоративного веб-портала: база данных необходимых документов, контактов; размещение и реализация инициатив сотрудников; использование корпоративного интернет-ресурса для обучения (размещение учебных материалов, в т. ч. и уч. материалов сотрудников, проведение виртуальных сессий, тематические чаты и форумы); помощь в работе с клиентами.
  • Тема 12. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.
    Внутренние СМИ и контент для внутренних коммуникаций. Ключевые сообщения. Принципы формирования новостей. Методы работы с инфоповодом.
  • Тема 13. Каналы и инструменты внутренних коммуникаций.
    Место и значение корпоративных традиций. Организация и проведение корпоративных мероприятий. Внутрикорпоративные награждения и знаки отличия.
  • Тема 14. Креативное наполнение и инструментарий реализации.
    Работа на коммуникационных уровнях компании. Инструменты привлечения и вовлечения ЦА. Нативная реклама и спецпроекты. Мультимедиа. Мероприятия как инструмент внутренних коммуникаций. Классификация мероприятий. Мотивация амбассадоров: образовательные и развлекательные мероприятия.
  • Тема 15. Практика КСО. Принципы КСО. Модели КСО. Формы КСО.
    Спонсорство, благотворительность, меценатство, филантропия, социальное партнерство, волонтерство. Корпоративное волонтерство: стейкхолдеры и мотивация заинтересованных сторон. Принципы реализации корпоративного волонтерства. Организационные аспекты корпоративного волонтерства: нормативная база; система управления; интеграция волонтерского опыта; управление рисками.
  • Тема 16. Стандартизация внутренних коммуникаций.
    Регламенты, процедуры, положения. Корпоративный кодекс: структура документа, обязательные и «второстепенные» пункты.
  • Тема 17. Сроки и этапы реализации стратегии развития внутренних коммуникаций.
  • Тема 18. Кризисные внутренние коммуникации.
    Изменения в компании: реструктуризация, смена владельцев, слияния и поглощения. Работа с сотрудниками во время внедрения изменений. Управление изменениями в компании: создание среды, способствующей изменениям в компании; этапы внедрения изменений в компании.
  • Тема 19. Кризисные внутренние коммуникации.
    Изменение внешней среды по отношению к компании. Ответ на внешние вызовы. Корпоративная солидарность. Работа с сотрудниками во время внешних вызовов.
  • Тема 20. Управление конфликтами средствами внутренних коммуникаций.
    Причины конфликтов. Оптимальные способы разрешения конфликтов. Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
  • Тема 21. Оценка эффективности системы внутренних коммуникаций.
    Основные критерии оценки эффективности системы внутренних коммуникаций. Уровень информированности сотрудников (по результатам исследования). Сокращение типовых запросов. Упрощение формирования проектных групп и команд, рост эффективности внутренних проектов компании. Повышение уровня лояльности и вовлеченности.
  • Тема 22. Вопросы бюджетирования внутренних коммуникаций.
    Планирование бюджета внутренних коммуникаций. Циклы бюджетирования и долгосрочное планирование проектов по внутренним коммуникациям. Методы управления бюджетом. Управление сроками и отражение цен и смет в договорах. Управление крупными проектами по внутренним коммуникациям с разными подрядчиками. Контроль бюджета на внутренние коммуникации и корпоративные мероприятия.
  • Тема 23. Значение внутренних коммуникаций в жизни организации.
    Новые вызовы: построение внутренних коммуникаций в условиях работы on-line.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме.
  • неблокирующий Аналитическая работа
    В качестве аналитической работы будут предлагаться написание письменных рефератов по темам учебной программы, основанные на новейших российских и зарубежных публикациях.
  • неблокирующий Оценка за активность на семинарских занятиях
    Семинары будут строиться на основе докладов, подготовленных студентами по темам текущего занятия.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Групповая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аналитическая работа + 0.1 * Групповая работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.1 * Оценка за активность на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - ISBN 978-5-16-104996-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988768
  • Воронин М., Кабицкая Д., Тихонова Н. - HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 224с. - ISBN: 978-5-91657-897-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62311
  • Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 454 с. — (Серия «Зарубежный учебник»). - ISBN 978-5-238-00603-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028605

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Д.Демин - Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961425871 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/268
  • Деловые коммуникации: Уч.пос./Кривокора Е. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 190 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004277-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518602
  • Организационная культура компании: Учеб. пособие / Т.О. Соломанидина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003946-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/213130