• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современное детство

Статус: Курс по выбору (Измерения в психологии и образовании)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Измерения в психологии и образовании
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Детство - комплексный и динамичный феномен. Конструкт «детство» неразрывно связан с конструктом «образование», что особенно ярко проявилось в конце 20- начале 21 века. Сегодня детство разнообразно, не определено по верхней границе. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, дОлжно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. С опорой на ключевые исследования можно обсуждать интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Своеобразие современного детства связано с тем, что оно обусловлено общим социально-культурным сдвигом, который манифестирует себя в существенной трансформации повседневности детства, а также существенном изменении практики сепарации ребенка, т.е. практике взросления, т.е. курс интегрирует подходы социологии детства и возрастной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать магистрантам представление о детстве как исторически и социально изменяющемся и социально-конструируемом феномене; способствовать пониманию соотношения образа детства и образования. Изучение данной дисциплины позволяет студентам увидеть широкий социально-культурный контекст их будущей педагогической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о современных социальных трендах развития детства и образования
  • Иметь представление о разнообразии (фрагментированности) современного детства
  • Иметь представление об особенностях сепарации ребенка в современных условиях
  • Уметь учитывать особенности пространства интересов современного ребенка
  • Уметь проектировать образовательное пространство обучающихся
  • Уметь обеспечивать продуктивную коммуникацию с семьей и другими акторами на поле современного детства и образования
  • Иметь представление об особенностях современной семьи и специфике ее запроса к образованию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социально-философские основания изучения детства
    Тема 1.1. Введение. Обоснование необходимости изучения социальных и психологических характеристик современного детства. Основные социальное, экономические и культурные тренды. Детоцентричность/взрослоцентричность современного общества. Разнообразие субкультур и укладов, неоднородность общества. Тема 1.2. Детство как социально конструируемый феномен. История детства, выделение детства как социальной группы, характеристики детства в различных культурах, Тема 1.3. «Полагание» ребенка: being-becoming (существующий/становящийся). Полагание как философская категория. Иерархия отношений ребенка и взрослого, Категория власти, дистанция власти, дети как подчиненная группа vs детство как группа, обладающая правами.
  • Современная семья
    Тема 4.1. Социальные характеристики современной семьи. Второй демографический переход Тема 4. 2. Модели родительства. Интенсивное родительство; новые практики воспитания, учет интересов самого ребенка, плюсы и минусы новых семейных практик воспитания. Тема 4.3. Особенности взаимодействия семьи и школы; родительская вовлеченность. Модели изучения родительской вовлеченности. Вовлеченность и образовательные достижения.
  • Современное образование
    Тема 3.1.История развития образования; Появление обучающих практик, оформление «государственного» детства. Обучение как процесс передачи знаний, образование как система организации подконтрольного взросления. Тема 3.2. Международные программы оценки образовательных достижений. Фокусы измерений. Образ ребенка в международных исследованиях. Тема 3.3.Образование за стенами школы. Понятие образовательного пространства. Различия в образовательном пространстве как источник неравенства. Проба проектирования образовательного пространства.
  • Современный ребенок
    Тема 2.1. Особенности взросления в современном мире. «Исчезновение детства» Н.Постман; Удлинение детства Дж.Арнетт. Тема 2.2.Развитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте. Становится ли современный ребёнок самостоятельнее. Тема 2.3. Благополучие ребенка. Интересы детей. Почему трудно изучать ребенка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Участие в дискуссиях и выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Итоговое эссе + 0.2 * Посещаемость + 0.2 * Участие в дискуссиях и выполнение домашних заданий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых : практическое руководство / М.В. Осорина. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 368 с. — (Сам себе психолог). - ISBN 978-5-459-00692-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055381 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055381
  • Поливанова, К. Н., & Смирнов, И. Б. (2017). What’s in My Profile: VKontakte Data as a Tool for Studying the Interests of Modern Teenagers ; Что в профиле тебе моем. Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3B5E428
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гербарт И. Ф. ; Пер. Поливанова А. П., Под ред. Вейсберга Г.П. - ПЕДАГОГИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 213с. - ISBN: 978-5-534-09312-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-izbrannye-trudy-456128