• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар состоит из двух курсов, реализуемых параллельно для треков (1) Прикладной политический анализ и (2) Прикладные политические технологии. Каждый курс состоит из блоков, которые читаются разными преподавателями. Семинар нацелен на выработку у студентов навыков академической работы: планирования и организации исследования, анализа литературы, написания академических текстов (курсовой работы, научных публикаций). Для освоения дисциплины студент должен владеть английским языком, а также знаниями в области политической науки в объеме бакалаврского курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ
  • Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования
  • Обсуждение проектов и выполненных исследовательских работ студентов
  • Совершенствование навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов
  • Развитие навыков операционализации и измерения сложных политологических понятий и концепций
  • Обучение навыкам написания академического текста на английском языке
  • Развитие навыков конструктивной научной критики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные методологические парадигмы социально-научного знания; особенности дизайна различных типов социально-научных исследований; особенности работы с понятиями, теориями, моделями, гипотезами в рамках разных типов исследований
  • Уметь формулировать исследовательскую проблему; определять границы исследования и формулировать исследовательский вопрос; выбирать и применять методологический подход, адекватный исследовательскому вопросу
  • Уметь определять стратегию исследования и выбирать адекватные методы сбора, обработки и анализа эмпирических данных
  • Знать основные подходы к опреационализации, измерению и валидизации в политической науке
  • Знать особенности написания академического текста на английском языке
  • Владеть навыками конструктивной критики научных текстов, докладов и презентаций
  • Уметь излагать замысел исследовательского проекта и его результаты в устной и письменной форме; критически анализировать замысел и результаты научных исследований по политическим наукам
  • Владеть навыками операционализации и измерения сложных концептов и понятий политической науки
  • Владеть навыками планирования исследовательского проекта; написания академического текста; презентации замысла и результатов исследовательского проекта
  • Владеть навыками эффективного поиска данных для проведения оценки регулирующего воздействия; проведения и построения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов НПА, оценки фактического воздействия действующих актов; проведения экономического анализа последствий принятия и реализации регуляторных актов.
  • способен применять теоретико-методологические подходы политической науки
  • понимает основные теории, концепты и понятия предметных областей политической науки
  • способен самостоятельно спланировать и провести научное политологическое исследование
  • способен формулировать и представлять результаты научных исследований
  • понимает особенности организационно-управленческой и проектной деятельности в политической сфере
  • способен формулировать и представлять результаты прикладных разработок
  • способен владеть навыками написания аналитических текстов (докладов, отчетов, записок) и научных публикаций в сфере профессиональной деятельности
  • понимает механизмы принятия политических решений и влияния на них субъектов политики
  • способен владеть современными методами и методиками анализа, прогнозирования и моделирования политических явлений систем и процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1 блок. Политический анализ. О.Малинова.
    (1) Введение в проблематику научно-исследовательского семинара; (2) Типы социально-научных исследований и особенности планирования их замысла; (3) Аналитические инструменты социально-научного исследования: понятия, теории, гипотезы, модели и особенности их использования в разных типах исследований; (4) Эмпирические данные и разработка исследовательского замысла. Аргументы в социально-научном исследовании (5) Программа исследования: методика подготовки.
  • 1.2 блок. Политический анализ. К.Маркварт.
    (1) Операционализация сложных концептов и понятий в политической науке; (2) Измерение сложных концептов и понятий в политической науке; (3) Оценка валидности измерений сложных концептов и понятий в политической науке.
  • 1.3 блок. Политический анализ. И.Маркес.
    (1) Особенности подготовки академического текста на английском языке; (2) Конструктивная критика научного текста.
  • 1.4 блок. Политический анализ. А.Ахременко.
    (1) Представление программ исследования; (2) Обсуждение теоретико-методологических оснований исследовательских проектов (курсовых работ); (3) Презентация и обсуждение предварительных результатов исследования (курсовых работ).
  • 2.1 блок. Политические технологии. О.Малинова.
    (1) Введение в проблематику научно-исследовательского семинара; (2) Типы социально-научных исследований и особенности планирования их замысла; (3) Аналитические инструменты социально-научного исследования: понятия, теории, гипотезы, модели и особенности их использования в разных типах исследований; (4) Эмпирические данные и разработка исследовательского замысла. Аргументы в социально-научном исследовании; (5) Программа исследования: методика подготовки.
  • 2.2.1. Проект исследования в рамках магистерской диссертации
    Грамотное формулирование проблемы исследования и постановка исследователь-ского вопроса. Выбор приоритетной стратегии исследования. Выделение предметного поля, в рамках которого будет решаться проблема. Постановка цели, призванной найти ответ на вопрос и обозначить направляющие границы. Выделение задач исследования как этапов предполагаемого процесса исследования.
  • 2.2.2. Значение теории в исследованиях
    Степень разработанности проблемы. Место собственного исследования относительно развития политических учений о выбранной проблеме. Теоретический анализ. Выбор теоретической традиции. Теоретизация: выбор релевантных теоретических концепций. Концептуализация понятий: отбор ключевых понятий и терминов. Инструментализация понятий: разработка понятийного аппарата и тезауруса. Формулирование «рабочей гипотезы»: выявление связей между понятиями. Непротиворечивость гипотезы. Переход к операционализации понятий. Онтологические ограничения: что есть объект? Эпистемологические ограничения: что мы должны знать об объекте? Методологические ограничения (что мы можем узнать об объекте?): системы координат, задающие инструментарий для нахождения кратчайшей траектории к поставленной цели. Презентация замысла и проекта исследования.
  • 2.2.3. Методология в академическом исследовании
    Основные научные традиции и методологические подходы современных социальных наук, область их применения в политической науке. Нормативизм. Институционализм: нормативный, исторический, рационального выбора, сетевой, конструктивистский. Бихевиорализм: классический, когнитивный, необихевиорализм. Теория рационального выбора. Конструктивизм: классический, инструментальный, социальный конструкционизм, структурный, дискурс-анализ. Постмодернизм и постструктурализм. Теоретические техники работы с концептами и текстами. Междисциплинарные и иные подходы. Выбор методологии, максимально полезной для решения поставленной проблемы. Определение соответствия методов исследования различным методологическим подходам.
  • 2.2.4. Эмпирическая база исследования: поиск и анализ
    Способы формирования и комплектации базы данных. Ограничения базы/выборки. Отбор значимых данных (валидность данных) и проверка их на достоверность (надёжность данных и методов сбора). Репрезентативность и воспроизводимость данных. Дополнение базы данных: организация собственного сбора данных; полевые исследования. Операционализация понятий и анализ данных. Проверка гипотезы: соотнесение результатов теоретического анализа с полученными результатами практического анализа. Критическая оценка гипотезы.
  • 2.2.5. Дизайн академического исследования
    Выделение первичных выводов. Проверка и корректировка изначальной рабочей гипотезы. Обсуждение проблем и сложностей, выявленных в ходе исследования. Оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы. Научный стиль. Оформление ссылок, таблиц, схем, рисунков, приложений. Формулирование окончательных выводов исследования. Рассмотрение возможности сделать прогноз. Презентация результатов научного исследования. Проблема подачи результатов: как не только «найти» и написать, но и представить («продать») исследование. Отработка навыков публичной презентации. Обсуждение достоинств, недостатков, возможных вопросов и направлений дальнейших изысканий.
  • 2.2.6. Проектная и исследовательская деятельность
    2.2.6.1. Специфика политической проектной и аналитической деятельности в России; 2.2.6.2. Проектная деятельность в сфере принятия политических решений. Взаимодействие бизнеса и государства в современной России. Политические риски. Группы интересов и стейкхолдеры. Технологии воздействия на принятие решений. 2.2.6.3. Проектная деятельность и эффективность государственного управления. Формирование государственного аппарата. Направления государственной политики и государственного регулирования. Оценка регулирующего воздействия и фактического воздействия. 2.2.6.4. Проектная деятельность и политические коммуникации. Работа с общественным мнением. Бренд-менеджмент в политике. Коммуникативистские технологии в политическом анализе. 2.2.6.5. Проектная деятельность в электоральной политике. Электоральные технологии. Региональная специфика в электоральных проектах в современной России.
  • 2.3 блок. Политические технологии. Д.Цыганков.
    (1) Оценка регулирующего воздействия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1.1 блок
  • неблокирующий 1.2 блок
  • неблокирующий 1.3 блок
  • неблокирующий 1.4 блок
  • неблокирующий 2.1 блок
  • неблокирующий 2.2 блок
  • неблокирующий 2.3 блок
  • неблокирующий 1.1 блок
  • неблокирующий 1.2 блок
  • неблокирующий 1.3 блок
  • неблокирующий 1.4 блок
  • неблокирующий 2.1 блок
  • неблокирующий 2.2 блок
  • неблокирующий 2.3 блок
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    <p> Итоговая оценка для трека (1) <strong>Политический анализ</strong> формируется по формуле:</p> <p style="text-align: center;"> И<sub>оценка</sub> = 0.25 * 1.1<sub>блок</sub>&nbsp;+ 0.25 * 1.2<sub>блок</sub> + 0.2 * 1.3<sub>блок</sub> + 0.3 * 1.4<sub>блок</sub></p> <p> Итоговая оценка для трека (2) <strong>Политические технологии</strong> формируется по формуле:</p> <p style="text-align: center;"> И<sub>оценка</sub> = 0.25 * 2.1<sub>блок</sub> + 0.6 * 2.2<sub>блок</sub> + 0.15 * 2.3<sub>блок</sub>&nbsp;</p> <p> Оценка за блок выставляется каждым преподавателем отдельно.&nbsp;</p>
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adcock, R., & Collier, D. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. American Political Science Review, (03), 529. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v95y2001i03p529.546.00
  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-576)164944168. (1994). Research design : qualitative and quantitative approaches / John W. Creswell. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.040749258
  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • The Oxford handbook of contextual political analysis / ed. by Robert E. Goodin . (2006). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.121392147
  • The Oxford handbook of political methodology / ed. by Janet Box-Steffensmeier . (2008). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253060168
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец К. П., 2005
  • Политология. Методы исследования, Мангейм Д. Б., Рич Р. К., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Creswell, J. W. (1998). Qualitative Inquiry and Research Design : Choosing Among Five Traditions. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=63251
  • Herrera, Y. M., & Kapur, D. (2007). Improving Data Quality: Actors, Incentives, and Capabilities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.24E3880A
  • Pennings, P. (1999). Doing research in political science : an introduction to comparative methods and statistics / Paul Pennings; Hans Keman; Jan Kleinnijenhuis. London [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.069546177
  • Pennings, P., Kleinnijenhuis, J., & Keman, H. (2006). Doing Research in Political Science : An Introduction to Comparative Methods and Statistics (Vol. 2nd ed). London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251673
  • Rawi Abdelal, Yoshiko M. Herrera, Alastair Iain Johnston, & Rose Mcdermott. (2006). Identity as a variable. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C6F6D40
  • The Oxford handbook of political behavior / ed. by Russell J. Dalton . (2007). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253058147
  • The Oxford handbook of political institutions / ed. by R. A. W. Rhodes . (2006). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.250962667
  • Политическая наука: новые направления, Гудина Р., 1999