• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и методология современной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет теоретическую и методологическую основу для эффективного усвоения дисциплин в области теории и практики психоаналитической психотерапии. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и является базовой для всех программ магистратуры по направлению «Психология». Курс представляет теоретическую и методологическую основу для эффективного усвоения дисциплин в области теории и практики психоаналитического бизнес-консультирования, в частности: «История и теория психоанализа», «Психоаналитическая диагностика личности и организаций», «Техника и практика психоаналитического Executive-коучинга», «Психология личности» и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория и методология современной психологии» являются: 1. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 2. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 3. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 4. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 5. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования. 6. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 7. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 8. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 9. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 10. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: - основные философско-методологические концепции науки; - современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; - место психологии в социально-экономической сфере и общественной жизни; - содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; - основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии;
  • По итогам курса, слушатели получат: • представление об общей структуре психологии и ориентироваться в ней; • знания системы базовых понятий психологии, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею; • умение применять фундаментальные психологические знания в своей профессиональной практической деятельности.
  • Уметь: - реализовывать методологические принципы психологической науки в исследовательской и практической деятельности; - анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки; - планировать и осуществлять научное исследование, - статистически обрабатывать результаты исследования и давать им содержательную интерпретацию;
  • Владеть: - основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами; - критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление и современное состояние психологии. • «У психологии долгое прошлое, но короткая история»: развитие психологии до и после ее выделение в самостоятельную науку. • Роль эксперимента в становлении психологии как науки. • Факторы и предпосылки становления психологической практики.
  • Тема 2. Отраслевое строение психологии. • Причины формирования отраслевой структуры психологии. • Становление основных отраслей психологической науки, их предмет и задачи (дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная, клиническая и др.). • общая психология как закономерный этап становления отраслевой структуры психологии.
  • Тема 3. Развитие и современное состояние предмета психологии. • Основные этапы развития предмета психологии (душа, сознание, плюрализм предмета). • Становление предмета психологии ХХ века (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ). • Дальнейшее развитие предмета психологии ХХ века (неопсихоанализ, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психология).
  • Тема 4. Структура явлений, изучаемых психологией. • Познавательные процессы. • Мотивационно-эмоциональная сфера. • Связь познания и мотивационно-эмоциональных процессов.
  • Тема 5. Типы профессиональной деятельности в психологии. • Психология как фундаментальная наука. • Психология как прикладная наука. • Практическая психология и ее специфика.
  • Тема 6. Практическая психология: ее структура и перспективы в современном мире. • Психологическая диагностика. • Психологическая коррекция. • Психологическое консультирование. • Психотерапия как психологическая практика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Эссе + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психоанализ. Т.1: Фрейдизм и неофрейдизм, Гуревич, П. С., 2013
  • Психоанализ. Т.2: Современная глубинная психология, Гуревич, П. С., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Современная психология труда : учеб. пособие для вузов, Толочек, В. А., 2005