• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и методология современной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Психология в бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 37.04.01, изучающих дисциплину «Теория и методология современной психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 – Психология, уровень подготовки: магистр. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления 37.04.01 – «Психология», обучающихся по магистерским программам. Изучение данной дисциплины требует знания основ (базируется) следующих дисциплин: основы психологии, философия, общая психология, клиническая психология, возрастная психология, социальная психология, психодиагностика, экспериментальная психология, математические методы в психологии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь квалификацию не ниже, чем «бакалавр» (лучше – специалист или магистр), иметь опыт работы, желательно не менее 3 лет). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: научно-исследовательские семинары.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов-магистрантов необходимого терминологического аппарата для анализа психологических концепций и теорий, планирования и организации эмпирических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать принципы и подходы к критическому мышлению, различные виды познания, основные инструменты критического мышления, основные функции рефлексии, особенности общих и прикладных теорий, принципы психологического знания, виды эмпирических исследований в психологии, принципы организации эмпирических исследований, знать виды переменных в психологических исследованиях.
  • Уметь использовать инструменты критического мышления при работе с научными текстами и для оценки прикладных проектов, применять различные способы познания, формировать дизайн эмпирических исследований, операционализировать переменные.
  • Иметь навыки применения теоретических моделей на практике, анализировать эмпирические исследования и концептуальные модели, анализировать современные теории развития и социальной психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Критическое мышление как инструмент бизнес-психолога
    Виды знания: методы работы с различными видами знания (житейскими, научными и др.). Способы познания. Инструменты познания. Понятие критического мышления. Принципы критического мышления. Навыки критического мышления: анализ, интерпретация, оценка. Критический анализ теорий и прикладных исследований. Рефлексия в работе бизнес-психолога.
  • Тема 2. Использование психологических теорий в практике бизнес-психолога
    Уровни анализа проблемы в психологии. Общие теории. Прикладные теории. Базовые психологические понятия и термины. Наука и теория. Структура предмета науки. Специфика психологического знания. Подходы к пониманию психического. Анализ научных закономерностей. Теоретические модели.
  • Тема 3. Методология проведения эмпирических исследований
    Виды эмпирических исследований в психологии. Методы исследований в психологии. Принципы организации эмпирических исследований. Формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования. Выбор методологии исследования. Дизайн исследования. Понятие психологического конструкта. Понятие переменной в психологическом исследовании. Анализ результатов эмпирических исследований.
  • Тема 5. Прикладные аспекты теорий развития
    Классические и современные теории развития человека. Основные исследования и эксперименты. Возможности применения результатов исследований в практике работы бизнес-психолога. Концепция Л. Кольберга. Теория сознания. Теории обучения. Теории развития.
  • Тема 4. Прикладные аспекты социальных теорий
    Классические и современные теории социальной психологии. Основные исследования и эксперименты. Возможности применения результатов исследований в практике работы бизнес-психолога. Прикладные аспекты теории когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). Ролевые теории. Современные теории мотивации. Концепция А. Маслоу. Теории управления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в группах, выполнение учебных заданий в р
  • неблокирующий Провести анализ предполагамеой теории
    Защиты проектов в Zoom без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо развернуто провести анализ предполагаемой теории (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Провести анализ предполагамеой теории + 0.5 * Работа в группах, выполнение учебных заданий в р
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для вузов, Леонтьев, А. Н., 2004
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев, А. Н., 2005
  • Методологический анализ в психологии : учеб. пособие для вузов, Василюк, Ф. Е., 2003
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие для вузов, Бусыгина, Н. П., 2018
  • Методология психологии: проблемы и перспективы, Василюк, Ф. Е., 2013
  • Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн.1: Методология современной психологии, Баксанский, О. Е., 2018
  • Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн.2: Современная психология познания, Баксанский, О. Е., 2018
  • Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн.3: Аффективная сфера личности и психология общения, Баксанский, О. Е., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2011
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001