• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Методика преподавания русского языка для иностранцев

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - теоретические основы и понятия методики преподавания русского языка как иностранного; - основные подходы и методы обучения иностранному языку; - особенности и специфику обучения различным аспектам русского языка как иностранного; - принципы организации учебного процесса. уметь: - адекватно применять на практике имеющиеся знания о различных подходах и методах обучения; - организовывать учебный процесс с целью достижения поставленных учебных целей в конкретном контексте обучения; - подбирать наиболее эффективные методы, задания и формы работы в конкретном контексте обучения; - устанавливать контакт с аудиторией; - обеспечивать благоприятную атмосферу на занятии; - анализировать и оценивать качество своей педагогической деятельности, видеть ошибки и устранять их. владеть: - навыками применения знаний в конкретном контексте обучения; -владеть методами обучения русскому языку как иностранному; - умениями организации учебного процесса с целью достижения поставленных учебных целей в конкретном контексте обучения; - умениями подбора наиболее эффективных заданий и форм работы в конкретном контексте обучения; - навыками анализа и оценки качества своей педагогической деятельности. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Процесс обучения Тема 2. Обучение произношению. Тема 3. Обучение грамматике, лексике Тема 4. Обучение рецептивным видам речевой деятельности Тема 5. Обучение продуктивным видам речевой деятельности Тема 6. Организационные формы обучения ОЦЕНИВАНИЕ Контрольная работа проводится по итогам освоения первой темы «Процесс обучения». Оценка за контрольную работу учитывается в результирующей оценке и имеет коэффициент 0,2 при расчете результирующей отметки. Второй вид текущего контроля предполагает анализ материалов учебников по РКИ по критериям, предложенным преподавателем. Данная работа проводится после изучения темы. Оценка за данную работу имеет коэффициент 0,2 при расчете результирующей отметки. Третий вид текущего контроля предполагает написание теста по распределению и группировке упражнений при работе с конкретным лексическим и/или грамматическим материалом. Оценка за тест учитывается в результирующей оценке и имеет коэффициент 0,15. Следующий вид текущего контроля представляет собой презентацию фрагмента урока. Презентация проводится по итогам изучения всего курса. Оценка за презентацию имеет коэффициент 0,25 при расчете результирующей отметки. Последний вид текущего контроля – экзамен. Экзамен проходит в устной форме по билетам; в каждом билете 2 вопроса. Оценка за экзамен имеет коэффициент 0,2 при расчете результирующей отметки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - понимает специфику и характер речевых навыков и умений и психофизиологических механизмов, лежащих в основе говорения - умеет использовать данные знания для организации обучения с целью формирования соответствующих речевых навыков и умений - понимает специфику умений диалогической и монологической речи и особенности процесса их развития
  • - умеет выявлять и анализировать вид и построение фонетического курса в учебнике - умеет выявлять достоинства и недостатки предлагаемого учебного материала - умеет предлагать и обосновывать альтернативные варианты организации учебного материала и порядок работы с ним - делать выводы о целесообразности использования конкретного материала в конкретном контексте обучения
  • - умеет анализировать различные аспекты и специфику преподавания РКИ - умеет давать свою оценку и предлагать решение различных методических проблем
  • - умеет идентифицировать типы упражнений и их цели - умеет последовательно располагать упражнения различных типов в соответствии с их сложностью и результатами, достигаемыми в процессе их выполнения
  • - понимает специфику процесса восприятия иноязычной речи на слух и виды аудирования - умеет подбирать материал и организовывать работу с аудиотекстами - понимает специфику и закономерности процесса формирования техники чтения - умеет подбирать материал и организовывать работу по чтению текстов - умеет формулировать задания для чтения с учетом типов используемых упражнений
  • - умеет определять и формулировать цели и задачи урока - умеет разрабатывать и/или подбирать учебный материал и учебные задания в соответствии с поставленными целями и задачами - умеет последовательно располагать материал - умеет прогнозировать и оценивать ожидаемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Процесс обучения
    Понятие «процесса обучения». Участники процесса обучения. Влияние их характеристик на учебный процесс. Специфика носителя языка как преподавателя.
  • Тема 2. Обучение произношению.
    Виды фонетических курсов. Понятие фонетического навыка. Процесс и условия формирования фонетических навыков. Виды упражнений, используемых для формирования соответствующего типа навыков.
  • Тема 3. Обучение грамматике, лексике
    Понятие фонетического, грамматического, лексического навыка. Процесс и условия формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Виды упражнений, используемых для формирования соответствующего типа навыков.
  • Тема 4. Обучение рецептивным видам речевой деятельности
    Трудности восприятия иноязычной речи на слух. Общие стратегии понимания устной речи. Соотношение речевых навыков и умений и психофизиологических механизмов при чтении. Формирование умений аудирования. Формирование умений чтения.
  • Тема 6. Организационные формы обучения
    Виды организационных форм обучения. Структура урока по практике языка. Анализ и оценка эффективности урока. Планирование занятий по практике языка. Самостоятельная работа по иностранному языку. Контроль. Типы ошибок.
  • Тема 5. Обучение продуктивным видам речевой деятельности
    Порождение иноязычной речи. Соотношение речевых навыков и умений и психофизиологических механизмов при говорении. Формирование умений монологической и диалогической речи. Формирование умений письменной речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    9 - студент полно и обоснованно отвечает на вопросы, демонстрируя отличное владение изученным материалом и умение его использовать для решения конкретных методических задач 8 – студент полно отвечает на вопросы, демонстрирует очень хорошее знание материала, возможны небольшие неточности или упущения в ответах 7 – студент отвечает на вопросы, не всегда/не достаточно использует изученный материал для обоснования ответов 6 – студент отвечает на вопросы, дает некорректные ответы на 2-3 вопроса, не всегда/не достаточно использует изученный материал для обоснования ответов 5 – студент отвечает на вопросы кратко, не дает обоснования с использованием изученного материала/ дает некорректные ответы на 4 вопроса 4 – студент отвечает на вопросы очень кратко, не использует изученный материал для обоснования ответов/ дает некорректные ответы на 5 и более вопросов
  • неблокирующий Анализ материалов учебников
    9 – студент дает исчерпывающий комментарий предложенных материалов учебника, аргументирует свои выводы, приводит примеры для подтверждения своей позиции 8 - студент дает исчерпывающий комментарий предложенных материалов учебника, аргументирует свои выводы, приводит примеры для подтверждения своей позиции, допускает несколько незначительных неточностей 7 – студент дает подробный комментарий предложенных материалов учебника, не всегда полно аргументирует свои выводы/ не приводит достаточного количества примеров/ допускает ряд неточностей/некорректных выводов 6 – студент дает недостаточно подробный комментарий материалов учебника / упускает важные аспекты / допускает ряд неточностей 5 – студент дает краткий комментарий материалов учебника, приводит незначительное количество примерив, не достаточно аргументирует свои выводы 4 – студент дает поверхностный комментарий материалов, не приводит примеров, не аргументирует свои утверждения
  • неблокирующий Тест
    Тест не может быть написан дома, т.к. предполагает самостоятельное выполнение заданий без использования дополнительных материалов.
  • неблокирующий Презентация фрагмента урока
    9 – студент делает развернутую презентацию фрагмента урока, раскрывает все пункты задания, предлагает конкретные задания, адекватно обосновывает свои методические решения, анализирует возможные проблемы 8 - студент делает развернутую презентацию фрагмента урока, раскрывает все пункты задания, предлагает конкретные задания, адекватно обосновывает свои методические решения, анализирует возможные проблемы, допускает некоторые неточности 7 - студент делает адекватную презентацию фрагмента урока, не полно/не достаточно аргументировано раскрывает 1-2 пункта задания, допускает ряд неточностей 6 – студент делает адекватную презентацию фрагмента урока, не полно/не достаточно аргументировано раскрывает 3 пункта задания, не дает анализа возможных проблем 5 – студент делает краткую презентацию фрагмента урока, не раскрывает/раскрывает поверхностно 4 пункта задания, не достаточно аргументирует предлагаемые методические решения 4 – студент делает очень кратную презентацию, не достаточно аргументирует свои методические решения
  • неблокирующий Экзамен
    9 – студент демонстрирует отличное владение материалом по курсу, адекватно и полно отвечает на вопросы билета и на вопросы преподавателя 8 – студент демонстрирует отличное владение материалом по курсу, адекватно и полно отвечает на вопросы билета и на вопросы преподавателя, допускает несколько незначительных неточностей 7 – студент демонстрирует хорошее знание материала по курсу, адекватно отвечает на вопросы билета, допускает ряд неточностей/некорректных ответов/в ряде случаев дает недостаточно полную аргументацию 6 - студент дает достаточно полные ответы по вопросам билета, не всегда может обосновать свои утверждения/ допускает ряд некорректных ответов/неточностей, не всегда отвечает на уточняющие вопросы преподавателя 5 – студент дает недостаточно полные ответы вопросы билета, а также часто затрудняется ответить на уточняющие вопросы преподавателя, недостаточно аргументирует свои ответы 4 – студент дает краткие ответы на вопросы билета, затрудняется при необходимости аргументировать свой ответ или привести пример
  • неблокирующий Контрольная работа
    9 - студент полно и обоснованно отвечает на вопросы, демонстрируя отличное владение изученным материалом и умение его использовать для решения конкретных методических задач 8 – студент полно отвечает на вопросы, демонстрирует очень хорошее знание материала, возможны небольшие неточности или упущения в ответах 7 – студент отвечает на вопросы, не всегда/не достаточно использует изученный материал для обоснования ответов 6 – студент отвечает на вопросы, дает некорректные ответы на 2-3 вопроса, не всегда/не достаточно использует изученный материал для обоснования ответов 5 – студент отвечает на вопросы кратко, не дает обоснования с использованием изученного материала/ дает некорректные ответы на 4 вопроса 4 – студент отвечает на вопросы очень кратко, не использует изученный материал для обоснования ответов/ дает некорректные ответы на 5 и более вопросов
  • неблокирующий Анализ материалов учебников
    9 – студент дает исчерпывающий комментарий предложенных материалов учебника, аргументирует свои выводы, приводит примеры для подтверждения своей позиции 8 - студент дает исчерпывающий комментарий предложенных материалов учебника, аргументирует свои выводы, приводит примеры для подтверждения своей позиции, допускает несколько незначительных неточностей 7 – студент дает подробный комментарий предложенных материалов учебника, не всегда полно аргументирует свои выводы/ не приводит достаточного количества примеров/ допускает ряд неточностей/некорректных выводов 6 – студент дает недостаточно подробный комментарий материалов учебника / упускает важные аспекты / допускает ряд неточностей 5 – студент дает краткий комментарий материалов учебника, приводит незначительное количество примерив, не достаточно аргументирует свои выводы 4 – студент дает поверхностный комментарий материалов, не приводит примеров, не аргументирует свои утверждения
  • неблокирующий Тест
    Тест не может быть написан дома, т.к. предполагает самостоятельное выполнение заданий без использования дополнительных материалов.
  • неблокирующий Презентация фрагмента урока
    9 – студент делает развернутую презентацию фрагмента урока, раскрывает все пункты задания, предлагает конкретные задания, адекватно обосновывает свои методические решения, анализирует возможные проблемы 8 - студент делает развернутую презентацию фрагмента урока, раскрывает все пункты задания, предлагает конкретные задания, адекватно обосновывает свои методические решения, анализирует возможные проблемы, допускает некоторые неточности 7 - студент делает адекватную презентацию фрагмента урока, не полно/не достаточно аргументировано раскрывает 1-2 пункта задания, допускает ряд неточностей 6 – студент делает адекватную презентацию фрагмента урока, не полно/не достаточно аргументировано раскрывает 3 пункта задания, не дает анализа возможных проблем 5 – студент делает краткую презентацию фрагмента урока, не раскрывает/раскрывает поверхностно 4 пункта задания, не достаточно аргументирует предлагаемые методические решения 4 – студент делает очень кратную презентацию, не достаточно аргументирует свои методические решения
  • неблокирующий Экзамен
    9 – студент демонстрирует отличное владение материалом по курсу, адекватно и полно отвечает на вопросы билета и на вопросы преподавателя 8 – студент демонстрирует отличное владение материалом по курсу, адекватно и полно отвечает на вопросы билета и на вопросы преподавателя, допускает несколько незначительных неточностей 7 – студент демонстрирует хорошее знание материала по курсу, адекватно отвечает на вопросы билета, допускает ряд неточностей/некорректных ответов/в ряде случаев дает недостаточно полную аргументацию 6 - студент дает достаточно полные ответы по вопросам билета, не всегда может обосновать свои утверждения/ допускает ряд некорректных ответов/неточностей, не всегда отвечает на уточняющие вопросы преподавателя 5 – студент дает недостаточно полные ответы вопросы билета, а также часто затрудняется ответить на уточняющие вопросы преподавателя, недостаточно аргументирует свои ответы 4 – студент дает краткие ответы на вопросы билета, затрудняется при необходимости аргументировать свой ответ или привести пример
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Анализ материалов учебников + 0.2 * Контрольная работа + 0.25 * Презентация фрагмента урока + 0.15 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107
  • Ласкарева Е. Р. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС + CD. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 373с. - ISBN: 978-5-9916-3555-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-prakticheskiy-intensivnyy-kurs-cd-426250
  • Под ред. Афанасьевой Н.Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 350с. - ISBN: 978-5-534-00357-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-433171
  • Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 318с. - ISBN: 978-5-534-06084-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-aktualnyy-razgovor-434699