• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология личности и индивидуальных различий

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Проблема индивидуальных различий является для психологии фундаментальной. Почему люди различаются между собой? Как эти различия отражаются на жизни людей? В курсе рассматривается несколько центральных вопросов. 1. Изучается проблема личности как центрального понятия дифференциальной психологии. 2. Изучается роль таких важных сопутствующих конструктов как темперамент и характер. 3. Изучается проблема индивидуальной вариативности к ментальной эффективности, в первую очередь - в интеллекте. 4. Изучаются индивидуальные различия в ключевых сферах социальной жизни человека - профессиональных интересах, политических и религиозных установках, сексуальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базового понятия о принципах психологического измерения
  • Формирование у студентов представления о чертах личности и принципах их измерения
  • Формирование знаний о современных структурных теориях личности
  • Формирование у студентов знаний об изменчивости и стабильности личности
  • Формирование у студентов знаний о биологических основах личности
  • Формирование у студентов знаний о генетических и средовых влияниях на личность
  • Формирование у студентов знаний о современных подходах к темпераменту
  • Формирование у студентов знаний о личностных нарушениях и их исследовании
  • Формирование у студентов знаний об эффектах личности на жизненные события
  • Формирование у студентов знаний о ментальных способностях и их исследованиях
  • Формирование у студентов знаний об исследованиях профессиональных интересов
  • Формирование у студентов знаний о религиозности и политических установках как личностных характеристиках
  • Формирование у студентов знаний о сексуальности как личностной характеристике
  • Формирование у студентов представлений о трендах развития современной дифференциальной психологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми понятиями психологического измерения
  • Понимает проблемы изучения черт личности
  • Понимает роль факторного анализа в изучении черт личности
  • Понимает специфику лексического подхода к изучению черт личности
  • Знает основные структурные модели черт личности
  • Знает специфику исследования стабильности и изменчивости черт личности
  • Знает основные факты о стабильности/изменчивости личности с возрастом
  • Знает основные биологические теории личности
  • Знает основные принципы и результаты психогенетических исследований личности
  • Знает основные принципы эволюционного подхода к проблеме черт личности
  • Знает основные результаты исследований личностных нарушений
  • Знает основные результаты исследований личности в браке
  • Знает основные следствия черт личности для здоровья
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с академической успешностью
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с профессиональной эффективностью
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с соблюдением закона и криминальным поведением
  • Знает основные результаты исследований ментальных способностей.
  • Знает основные модели и теории интеллекта
  • Знает основные результаты исследований профессиональных интересов
  • Знает основные исследования религиозности как личностной характеристики
  • Знает основные результаты исследований структур личности, связанных с политикой
  • Знает основные результаты исследований сексуальности как личностной характеристики
  • Знает основные тренды развития современной дифференциальной психологии
  • Знает основные принципы исследования темперамента в современной психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия психологического измерения
    Основные статистические идеи: уровни измерения, стандартные баллы, коэффициенты корреляции, репрезентативность и размер выборки. Оценка качества измерения: валидность и надежность. Внутренняя согласованность. Межоценочная надежность. Ретестовая надежность. Содержательная валидность. Конструктная валидность: конвергентная и дискриминантная. Критериальная валидность. Методы измерения: самоотчеты и отчеты наблюдателей, прямые наблюдения, биоданные.
  • Черты личности и вопросники
    Идея черты личности. Различия между индивидами. Черты личности и другие психологические характеристики. Существуют ли черты? Измерение черт самоотчетами и оценками наблюдателей: структурированные вопросники личности. Стратегии конструирования вопросников: Эмпирическая, факторная, рациональная стратегии. Согласованность самоотчетов и отчетов наблюдателей. Причины согласованности. Их валидность в предсказании поведения. Уклоны в самоотчетах и отчетах наблюдателей.
  • Структура личности
    Факторный анализ: общие идеи. Факторный анализ черт личности. Лексический подход. Примеры раннего применения лексического подхода. Лексический подход в английском языке: Большая Пятерка. Вопросники личности и пятифакторная модель. Лексические исследования в других языках. HEXACO. Большая Тройка.
  • Изменения и стабильность личности
    Определение изменения и стабильности. Изменения в средних значениях черт. Кросс-секционные и лонгитюдные исследования. Возрастные тренды в чертах. Стабильность черт. Стабильность в течение нескольких взрослых лет. Стабильность в длительные периоды. Стабильность в подростковом возрасте и юности. Личность в детстве: структура, возрастные изменения. Стабильность личности в детстве. Стабильность между детством и взрослостью.
  • Биологические основы личности
    Нейротрансмиттеры. Теория Клонингера: дофамин и поиск новизны, серотонин и избегание вреда, норадреналин и зависимость от награды. Структуры мозга. Теория Грея: система поведенческой активации, система поведенческого торможения. Fight/Flight/Freeze System. Теория Айзенка. Модель Цукермана. Гормоны: тестостерон, кортизол, окситоцин.
  • Генетические и средовые влияния на личность
    Nature vs Nurture. Изучение сходства родственников. Врожденность и среда, их разделение. Сходство монозиготных близнецов/прочих родственников, выросших врозь. Сравнение монозиготных и дизиготных близнецов. Аддитивное и неаддитивное генетическое влияние. Общая и уникальная среда. Предположения в основе исследований врожденности. Частные предположения о врожденности в основе близнецовых исследований. Родительское влияние, группы сверстников, порядок рождения.
  • Эволюционная функция личности
    Почему люди разные? Почему вариативность не уменьшается? Идеальный уровень характеристики зависит от места и времени. Вариативность "личности" среди животных. Преимущество делать так, как не делают другие. Адаптивный компромисс на полюсах черт. Кросс-поколенческий и кросс-национальный средний уровень в чертах.
  • Темперамент
    Сравнение двух конструктов. Свойства темперамента (Мерлин). Мера индивидуальных различий в раннем возрасте. Ранговая стабильность и стабильность средних. Развитие личности в детстве. "The Little Five". Построение моделей личности ребенка, нисходящий и восходящие подходы. Модели темперамента (Thomas & Chess; Buss & Plomin; Rothbart). Определения темперамента в последние годы (Goldsmith et al., 1987; Shiner et al., 2012).
  • Личностные нарушения
    Идея личностных нарушений. DSM-5 и личностные нарушения: шизоидная, шизотипическая, паранойяльная, антисоциальная, пограничная, истерическая, нарциссическая, избегающая, зависимая, обсессивно-компульсивная. Кластеры A, B, C. Альтернативная система личностных расстройств. Нарушенное функционирование личности. Проблемы с Я-концепцией. Межличностные проблемы. Патологические черты. Происхождение личностных нарушений. Терапия личностных нарушений: психодинамическая, когнитивно-поведенческая, диалектическая поведенческая терапии. Психобиологическое лечение. Терапия антисоциального личностного расстройства.
  • Личность и последствия для жизни
    Отношения и брак: Сходство внутри пары. Удовлетворенность браком. Дружба и прочие контакты: похожи ли друзья? Следствия для здоровья: применение веществ, продолжительность жизни, болезни сердца. Академическая успешность. Успешность на работе: как ее оценивать, роль добросовестности, тесты integrity, проблемы с обманом. Соблюдение закона и криминальность: роль само-контроля, психопатия. Удовлетворенность жизнью.
  • Способности
    Структура ментальных способностей. Ч. Спирмен и g-фактор. Групповые факторы. Терстоун и семь первичных факторов. Изменения и стабильность ментальных способностей в развитии. Изменения в среднем уровне. Стабильность на протяжении жизни. Биологические корреляты ментальных способностей: размер мозга, время реакции, время осмотра. Генетические и средовые влияния на ментальные способности. Средовые влияния для плода. Питание. Порядок рождения. Эволюционная функция ментальных способностей. Последствия для жизни: академическая и профессиональная успешность, статус и доход, продолжительность жизни и здоровье, законопослушность, брак, ассортативность. Специфика задач: новые и знакомые. Поколенческие изменения в ментальных способностях (эффект Флинна). Мышление с цифрами и формами, понимание вербальных концептов. Теория множественного интеллекта Гарднера. "Триархическая теория интеллекта" Стернберга. Эмоциональный интеллект.
  • Профессиональные интересы
    Проблема измерения. Конструирование шкал профессионального интереса. Основные области/измерения профессионального интереса. Профессиональные интересы и личность. Профессиональные интересы и ментальные способности. Валидность вопросников профессионального интереса. Отношения с удовлетворенностью работой и текучестью. Отношения с производительностью на работе. Происхождение профессиональных интересов: возрастные изменения, генетические и средовые влияния, эволюционная функция.
  • Религия и политика
    Религиозность как личностная характеристика. Основные черты личности и религиозность. Религиозность и ментальные способности. Возрастные изменения в религиозности. Религиозность и следствия для жизни. Политика. Правый авторитаризм. Ориентация на социальное доминирование. Отношения между ними. Социальные ценности. Установки, ценности и личность. Возрастные изменения и стабильность в политических установках. Происхождение религиозных и политических установок. Биологические основы. Генетическое и средовое влияние: сходство с супругом. Эволюционная функция.
  • Сексуальность
    Основные измерения в сексуальности. Сексуальность и личность. Сексуальное возбуждение, сексуальные обязательства, сексуальная ориентация и личность. Причины вариативности в сексуальности. Сексуальное возбуждение: генетическое и средовое влияние, биологические основы, эволюционная функция. Сексуальные обязательства, ограниченная и неограниченная социо-сексуальность. Сексуальная ориентация.
  • Будущее психологии личности
    Проблемы, методы и обучение. Развитие личности. Личностная динамика и внутриличностные процессы. Исследования на "микро- и макро-уровне". Методологические инновации. Обучение персонологов. Механизмы, стоящие за чертами личности. Роль среды в оформлении черт. Роль морали и идеологии. Интернет и сенсорные технологии. "Личность животного".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., Джон, О. П., 2001
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., Зиглер, Д., 2009
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., Зиглер, Д., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol.2: Personality assessment, Hilsenroth, M. J., 2004
  • Handbook of research methods in personality psychology, Robins, R. W., 2007
  • Measurement and evaluation in psychology and education, Thorndike, R. M., Thorndike-Christ, T., 2014
  • Personality theories : an introduction, Engler, B., 2014
  • Psychological testing and assessment : an introduction to tests and measurement, Cohen, R. J., Swerdlik, M. E., 2013
  • Scale construction and psychometrics for social and personality psychology, Furr, R. M., 2011
  • The new psychometrics : science, psychology and measurement, Kline, P., 2008
  • The SAGE handbook of personality theory and assessment. Vol.1: Personality theories and models, Boyle, G. J., 2008
  • The SAGE handbook of personality theory and assessment. Vol.2: Personality measurement and testing, Boyle, G. J., 2008
  • Как измерить личность, Айзенк, Г., Вильсон, Г., 2000
  • Психодиагностика личностных черт, Шмелев, А. Г., 2002
  • Психология личности, Капрара, Дж., Сервон, Д., 2003
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов, Хьелл, Л., Зиглер, Д., 2008
  • Теории личности: познание человека, Клонингер, С., Смирнова, И. С., 2003