• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Экономика

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 18

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина общего цикла «Экономика» посвящена изучению основных понятий и концепций современной микро- и макроэкономики, а также базовых инструментов микро- и макроэкономического анализа. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине Математика (в объеме средней школы). Микроэкономика изучает поведение отдельных субъектов экономической системы страны - прежде всего, потребителей и производителей и то, как они взаимодействуют друг с другом. Макроэкономика изучает экономическую систему страны как единое целое, а также общие для всей экономики проблемы, такие как ВВП, инфляция, безработица, экономический рост и др. Кроме аудиторных/онлайн занятий студенты самостоятельно изучают онлайн курс «Экономика», автор доцент Ким И.А. Курс представлен на внутренней платформеonline.hse.ru.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами основными концепциями экономического анализа. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует базовые экономические концепции и понятия и различает способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов.
  • Определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения и анализирует их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант. Вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения.
  • Формулирует базовые понятия теории фирмы. Различает бухгалтерский и экономический подход к измерению издержек. Объясняет поведение различных видов издержек при изменении объема производства.
  • Определяет основные признаки и особенности различных рыночных структур. Решает типовые задачи на поиск оптимального объема выпуска/цены/прибыли фирмы для совершенной и несовершенной конкуренции.
  • Выделяет основные секторы и денежные потоки в модели макроэкономического кругооборота и решает типовые задачи на поиск величин в модели кругооборота.
  • Объясняет принципы расчета и анализа системы макроэкономических показателей. Описывает связь между изменением номинального ВВП, индекса физ. объема и дефлятора и решает типовые задачи по их расчету. Рассчитывает показатели занятости и безработицы.
  • Распознает факторы, определяющие рост ВВП и описывает признаки различных фаз экономического цикла и их связь с поведением различных экономических показателей. Использует модель совокупных спроса и предложения для прогнозирования поведения макропоказателей в различных условиях.
  • Различает основные инструменты фискальной и монетарной политики и анализирует современные тенденции государственного регулирования экономики.
  • Знает основные понятия экономической теории, теоретические и методологические принципы экономического анализа. Владеет представлением о методах и инструментах экономического анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономическую теорию
    Экономика, как наука. Предмет и метод экономической теории. Ограниченность и выбор. Основные термины и определения. Кривая производственных возможностей. Принципы абсолютного и сравнительного преимущества. Типы экономических систем.
  • 2.1. Спрос и предложение. 2.2. Оптимальный выбор потребителя.
    2.1. Спрос и предложение. Спрос и величина спроса, предложение и величина предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сравнительная статика. Применение модели спроса и предложения: валютный рынок. Государственное вмешательство в работу рынка и его влияние на общественное благосостояние. Оправданные случаи государственного вмешательства: внешние эффекты и общественные блага. Неявные предпосылки и ограничения модели спроса и предложения. Эффекты дохода и замены. Эластичности. Эластичность спроса по цене. Закон убывающей предельной полезности. 2.2. Функции полезности, кривые безразличия для разных типов благ и бюджетное ограничение Оптимальный выбор потребителя. Графическое нахождение и использования метода множителей Лагранжа. Кривые доход-потребление и цена-потребление. Поведенческая экономика.
  • Производство и издержки фирмы
    Фирма: основные определения. Производственная деятельность фирмы. Издержки фирмы глазами экономиста. Виды издержек: общие, переменные и постоянные издержки. Средние издержки. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.
  • 4.1. Максимизация прибыли. Рыночные структуры. 4.2. Рынок труда.
    4.1. Предельная выручка и предельные издержки. Маржинальный анализ и условие максимизация прибыли. Классификация рыночных структур. Оптимальный выбор фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополия. Теория игр. 4.2.Спрос, предложение и равновесие на рынке труда Выбор оптимального количества работников. Спрос на труд и его детерминанты. Предложение труда.
  • Введение в макроэкономику
    Макроэкономический кругооборот доходов и расходов. Государство и внешний мир в модели кругооборота. Сальдо государственного бюджета и торгового баланса.
  • Основные макроэкономические показатели
    Способы расчета ВВП. Альтернативные показатели развития страны. Номинальные и реальные показатели. Измерение темпа инфляции. Реальная и номинальная ставки процента. Паритет покупательной способности. Реальный и номинальный обменный курс. Уровень безработицы.
  • Экономический рост и бизнес-цикл
    Долгосрочный и краткосрочный анализ в макроэкономике. Экономический рост и колебания экономической активности (экономический цикл). Фазы экономического цикла. Про-, контр- и ациклические макропоказатели. Причины колебаний экономической активности. Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
  • Государственная макроэкономическая политика
    Государственная макроэкономическая политика: фискальная и монетарная. Различные задачи фискальной политики. Мультипликационный эффект. Сокращение неравенства доходов. Недостатки фискальной политики. Денежная масса. Деньги и их функции. Эволюция денег. Кредитная мультипликация. Монетарная политика: механизмы работы. Возможные причины неэффективности монетарной политики. Открытая экономика: ВВП и ВНД. Платежный баланс, валютный рынок и центральный банк. Валютные кризисы.
  • "Экономика"
    Онлайн курс представлен на внутренней платформе online.hse.ru
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1
    Контрольная работа №№ 1 и 2: письменная работа; время написания - 80 минут. Если вес контрольной работы составляет не менее 30%, то для студентов, пропустивших контрольную по уважительной причине, предусматривается возможность написания ее в дополнительный день, назначаемый преподавателем.
  • неблокирующий контрольная работа №2
    Контрольная работа №№ 1 и 2: письменная работа; время написания - 80 минут. Если вес контрольной работы составляет не менее 30%, то для студентов, пропустивших контрольную по уважительной причине, предусматривается возможность написания ее в дополнительный день, назначаемый преподавателем.
  • неблокирующий домашнее задание
    Домашнее задание: представляет собой самостоятельное исследование на конкретную тему по заданию преподавателя.
  • неблокирующий контрольная работа №3
  • неблокирующий Тесты в онлайн курсе "Экономика"
    Примеры заданий: В старом советском фильме "Верные друзья" девушка-активистка из отдаленного хозяйства едет в Москву за разрешением использовать в строительстве местный кирпич, а не тот, что, согласно пятилетнему плану (возможно, принятому на очередном съезде Компартии) привозят издалека. Выберите ВСЕ верные ответы. а] Такая ситуация может быть типична для плановой экономики. б] Такая ситуация может быть типична для смешанной экономики. в] Девушка пытается предложить альтернативный способ решения проблемы "что производить?" г] Девушка пытается предложить альтернативный способ решения проблемы "как производить?" д] Девушка пытается предложить альтернативный способ решения проблемы "для кого производить?"
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Примеры заданий: Альтернативные издержки хранения денег в виде наличности: а) снижаются при увеличении процента по вкладам; б) растут при увеличении процента по вкладам; в) равны нулю, так как деньги не являются фактором производства; г) определить нельзя, так как к деньгам вообще нельзя применить принцип альтернативной стоимости.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Результирующая оценка по дисциплине для ОП "Иностранные языки и межкультурная коммуникация" рассчитывается по формуле Орез=0,225 х К1 + 0,225 х К2, + 0,075 х д/з + 0,075 х Тесты в онлайн + 0,25 х К3 + 0,15 х Работа на семинарах. Для ОП "Философия" результирующая оценка рассчитывается по формуле Орез=0,25 х К1 + 0,25х К2, + 0,15 х д/з + 0,15 х Тесты в онлайн + 0,2 х Работа на семинарах. Экзамен не предусмотрен, итоговая оценка формируется как накопленная с учетом всех элементов контроля. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
  • Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 527 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-4812-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/390134
  • Сборник заданий по макроэкономике : для студентов вузов и учащихся 10-11 кл. (углубленный уровень), Ким, И. А., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономикс, Мэнкью, Н. Г., 2013