• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История искусства и литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества и изобразительного искусства, а также освоение фундаментальных навыков, способствующих глубокому и адекватному понимаю литературных текстов. Студенты получают представление об исторических и типологических аспектах жанров и форм, литературных и художественных стилях, возможностях прочтения литературных произведений и произведений искусства в их социально-исторической и культурной обусловленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются раскрытие эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования,
  • Развитие герменевтических навыков студентов и умение создавать убедительные интерпретации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет дать развернутый ответ по теме, умеет работать с научным материалом
  • Навыки интерпретации визуального текста
  • Умеет критически прочитывать предложенные к семинарским занятиям тексты, сравнивать исследовательские позиции авторов, использовать почерпнутые в них аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах
  • Умеет дать развернутый ответ по тематике семинара, умеет работать с научным материалом
  • Умеет писать аналитический текст, опираясь на изученные методы анализа изобразительных и литературных произведений
  • Умение анализировать кинотекст
  • Умение анализировать структуру фольклорного текста
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Умение аргументированно обосновывать свою позицию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа искусства
    Природа искусства, разные виды искусства – литература, живопись, скульптура. Новые виды искусства: кино. Искусство как перевод и проблема «реальности». Понятие эстетической функции. Понятие репрезентации.
  • Методы “чтения” визуального текста.
    Метафора “языка” и “текста”. Методы “чтения” визуального текста. Слово и изображение. Иконография и иконология и их критика. От метафор к аналитическим категориям “языка” и “текста”. Структурно-семиотический подход.
  • Слово и изображение
    Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса.
  • Возвышенное как эстетическое категория
    Возвышенное как эстетическое категория. Возвышенное и риторика: Лонгин. Репрезентация возвышенного (Кант). Образы возвышенного в искусстве и литературе.
  • Кризис репрезентации
    Кризис репрезентации: от искусства к жизни и наоборот? Проблема реализма. Реалистическая и авангардная живопись. Сюрреализм. Разрушение традиции.
  • Природа фотографического изображения.
    Природа фотографического изображения. Репрезентация реальности в фотографии и природа фотографических кодов. Ролан Барт «Сamera lucida»: концептуальный аппарат. Фотография как исторический источник.
  • Искусство кино
    В поисках синтеза: слово-звук-цвет. Иллюзия реальности. Природа кино и синтетический характер киноискусства. Означающее кино и проблема киноязыка. Киноинституция и кинотеория. Тропы в кино.
  • Литература как вид искусства
    Литература и история, зачем историку нужно знание литературы? Что такое литература? Специфика литературы относительно остальных видов искусств.
  • Фольклор и литература: искусство формулы
    Соотношение эпоса и сказки. Жанровые особенности сказки. История изучение сказки и ее поэти-ки. Книги В.Я. Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» как научный прорыв в изучении сказки.
  • Литература как форма концептуализация опыта
    Формы концептуализации опыта в европейской культуре. Религиозный опыт и смысл существования. Протестантизм и его последствия. Появление новой концепции субъекта.
  • Фигуры рационализма и наоборот: Просвещение и Контр-Просвещение
    Философские основания просветительской эпохи. Философия Декарта и рождение европейского рационализма. Энциклопедия Дидро-Д’Аламбера и производство новой картины мира. Просвещение и социальная критика просветителей. Пороки и добродетели в эпоху Просвещения.
  • Буржуа и его роман
    Коллизия аристократия-буржуа: разум и эгоизм против сердца и альтруизма. Роман в классицистической системе жанров. Нейтрализация аристократических добродетелей в буржуазной литературе.
  • Город как текст.
    Город как особе пространство. Город как герой литературного текста. Типология город и их история. Философские концепции города. Город и утопия. Город романтический и реалистический.
  • Голая жизнь, или как стать свидетелем непереносимого опыта?
    Человечество и опыт тотального уничтожения. Интерпретации Холокоста. Биополитика и голая жизнь: Фуко-Агамбен. Жизнь и экзистенциальный проект Примо Леви. Проект Ланцмана «Шоа»: свидетельство вместо субъекта?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * контрольная работа + 0.3 * работа на семинаре + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агамбен, Д., & Новиков, Д. (2008). Грядущее Сообщество. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9ED5A794
  • Аничков Е.В. - Фольклор - Издательство "Лань" - 2017 - 9с. - ISBN: 978-5-507-43321-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95891
  • Беренштам Ф.Г. -  Четыре вида города Санкт-Петербурга Старые годы - Издательство "Лань" - 2014 - 17с. - ISBN: 978-5-507-40699-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51605
  • Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой: Научное / Венедиктова Т.Д. - М.:НЛО, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-4448-0688-3
  • Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
  • Мобильная фотография : пособие / А.Ю. Газаров. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 221 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057745
  • Першина Ю.В. - Уроки холокоста – путь к толерантности. The lessons of the holocaust – the way to tolerance. Учебно-методическое пособие - Русайнс - 2018 - 121с. - ISBN: 978-5-4365-3025-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932272
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • РОЗИН В.М. (2015). Опыт междисциплинарного социологического исследования (на материале книги З. Баумана «Актуальность холокоста»). Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906654
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-07081-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-1-433686
  • Фёдоров Н.Ф. - Гаман и «Просвещение» XVIII века - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-10458-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6253
  • Федоров, С. (2013). Британская Идентичность/Идентичности В Раннее Новое Время. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D71D58DE
  • Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. - М., 2005. - 191 с. ISBN 5-9540-0032-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346432
  • Э.Гомбрих - Тени в западном искусстве - Альпина нон-фикшн - 2019 - ISBN: 9785001391616 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19519

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
  • Забелин И.Е. - История города Москвы - Издательство "Лань" - 2013 - 370с. - ISBN: 978-5-507-10060-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9796
  • Иванов К.А. - Средневековой город и его обитатели - Издательство "Лань" - 2013 - 123с. - ISBN: 978-5-507-12570-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10000
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 243с. - ISBN: 978-5-534-07083-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-2-434139