• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об устной и письменной формах русской речи, систематизирует знания об основных особенностях русской морфологии и синтаксиса, стилистических возможностях и ограничениях грамматических средств, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширить теоретические представления о русской грамматике и синтаксисе, об устной и письменной формах русской речи в соответствии с профессиональными потребностями будущих журналистов
  • расширить знания о выразительных и смыслоразличительных, стилистических и коммуникативных возможностях русской грамматики
  • создать навыки идентификации и нормативного использования основных морфологических и синтаксических средств русского языка
  • создать навыки использования профессиональных справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
  • развить навыки редакторской и корректорской правки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
  • имеет представление о лексических и синтаксических способах выражения точки зрения автора и других лиц
  • владеет нормами употребления различных средств передачи чужой речи и авторской или чужой точки зрения
  • знает особенности использования и оформления прямой речи и цитат в СМИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Речевое воздействие. Манипуляция. Идеологическая речь
    Коммуникативные аспекты языка. Понятие дискурса в гуманитарных науках. Речевое воздействие и его типы. Манипуляция. Идеологическая речь.
  • Коммуникативные стратегии русской публичной речи
    Понятие о речевых стратегиях и тактиках. Речевая агрессия и лингвистическая вежливость. Прямые и косвенные речевые акты. Пресуппозиции и их риторическое использование. Импликатуры.
  • Словообразование
    Лексика и грамматика сквозь призму речевых стратегий. Словообразование и новые слова.
  • Выразительные возможности словообразования и грамматики
    Словообразование и грамматика: выразительные возможности. Род существительных, в том числе суффиксы женского рода. Вид глагола и способы глагольного действия. Многозначность грамматических форм: Число существительного. Время глагола.
  • Интенсификация
    Количество, мера и степень и способы их выражения в языке. Понятие об интенсификаторах. Прилагательные и их употребление. Наречия. Глаголы и существительные – интенсификаторы. Вопрос о норме по отношению к интенсификаторам. Типичные ошибки.
  • Связность речи
    Связность речи. Средства связности : коннекторы и дискурсивные слова. Местоимения. Анафора. Время – лицо – число глагола. Дейксис. Наречия и др. средства. Связность и логика. Нарушение связности как выразительный стилистический прием. Способы связи в разговорной и в книжной речи.
  • Точка зрения и чужая речь в тексте
    Точка зрения и чужая речь в тексте. Указание на автора в тексте. Вводные слова. Прямая речь. Косвенная речь. Трансформация прямой речи в косвенную и в цитату. Оценка и наблюдатель в тексте. Типы повествования.
  • Связь слов в предложении: норма и варианты
    Вариативность выражения связей в предложении. Управление: варианты и их значение. Выбор между родительным/винительным падежом прямого дополнения. Выбор между родительным и дательным (для меня/мне удобнее и др.). Типичные ошибки управления. Согласование: согласование определения со счетным оборотом, включающим слова два, три, четыре: "три российские/российских спортсменки". Согласование сказуемого с количественным подлежащим: единственное или множественное? Согласование сказуемого с однородными членами.
  • Синонимия в синтаксисе. Сложное и простое предложение.
    Синонимия в синтаксисе. Синонимия конструкций. Полипредикативность. Сложность предложения: семантическая и синтаксическая. Информативный объем предложения. Причастные и деепричастные обороты: сложные случаи их употребления. Сложное предложение и трудности в его построении.
  • Устная и письменная коммуникация
    Различия устной и письменной коммуникации. Специфические признаки устной речи; синтаксис устной речи. Использование элементов устной речи в письменной со специальной риторической целью. Непреднамеренная интерференция устной и письменной речи как ошибка.
  • Порядок слов и актуальное членение высказывания
    Особенности порядка слов в русском языке. Прямой порядок слов в предложениях разного типа. Функции инверсии. Выразительные возможности порядка слов. Актуальное членение высказывания и порядок слов. Типы коммуникативной организации высказывания. Актуальное членение - связность - логика высказывания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на практических занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашнее контрольное задание
    Это письменное домашнее задание, представляющее собой анализ и аргументированный рерайт текста, выбранного учащимся или предоставленным преподавателем. На задание выделяется не менее 10 дней.
  • неблокирующий пунктуационный диктант
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Тест по теории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * домашнее контрольное задание + 0.3 * контрольная работа + 0.1 * пунктуационный диктант + 0.1 * работа на практических занятиях + 0.1 * Тест по теории + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • под редакцией Г. Я. Солганика - Русский язык и культура речи. Синтаксис: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «журналистика» (бакалавриат) - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 256с. - ISBN: 978–5–7567–0986–5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115633