Ахапкина Яна Эмильевна
- Заместитель руководителя школы, Доцент:Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 24 года.
Образование, учёные степени
- 2003Кандидат филологических наук: Институт лингвистических исследований РАН, специальность 10.02.01 «Русский язык», тема диссертации: Семантика времени в поэтическом тексте : На материале лирики Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама акмеистического периода творчества.
- 1998
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Филология», квалификация «филолог-русист со знанием английского языка. преподаватель русского языка и литературы. преподавател»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
1. Методика составления контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения. 2013.
2. Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront. 2013. Сертификат 2226/3/13.
3. Использование статистических методов в лингвистике. 2014. Приказ 6.18.1-07/1606-07 от 16.06.2014.
4. Second language acquisition theory and implication for teaching. 27-30 марта 2017. Удостоверение 2.4.1-01/3003-19 от 30.03.2017.
5. Основы анализа данных и искусственного интеллекта, конкурс СК-3/17 (2017), 20 часов, НИУ ВШЭ, Яндекс, 14-17.06.2017.
6. Modern approaches to bilingualism: theory and practice. 10-14 сентября 2018. Удостоверение 02.28.12-09/2018_02 от 14.09.2018.
7. Психологическая компетентность сотрудников университета, работающих со студентами. 17.04.19-05.06.19. 24 часа аудиторных занятий. Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ.
8. Особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ: правила и принципы, нормативные и методологические вопросы, применение информационно-коммуникационных технологий. 26-28.10.19. 24 часа. 3790/3.13.
9. Оценивание и обратная связь. 2-23.12.2019. 16 часов. 15.999.0.
Достижения и поощрения
Коллективный грант ЦФИ "Корпусные технологии в лингвистических и междисциплинарных исследованиях", исполнитель, 2013, 2014.
Коллективный грант ЦФИ "Корпусные исследования границ речевого варьирования: от аграмматизма к норме", исполнитель, 2015.
- Благодарность Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ (сентябрь 2022)
- Благодарность факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (май 2021)
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2020-2022)
Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2016-2017, 2015-2016, 2014-2015)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Ошибка и норма: как говорят и пишут по-русски (Дисциплина общефакультетского пула; 1 модуль)Рус
- Язык и языки: русский текст во времени и пространстве (Дисциплина общефакультетского пула; 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Детская речь (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Детская речь (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Детский билингвизм (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Детский билингвизм (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Детская речь" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Child language (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Лингвистическая русистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Second Language Acquisition (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Навыки академической коммуникации (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Основы педагогики и методики преподавания филологических наук (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Русский язык и культура речи (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Лингвистическая русистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Навыки академической коммуникации (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Основы педагогики и методики преподавания филологических наук (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Навыки академической коммуникации (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Основы педагогики и методики преподавания филологических наук (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Русский язык и развитие речи в школе (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и практика интерпретации текстов (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Навыки академической коммуникации (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Риторика: практика устной и письменной коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Гранты
Коллективный грант ЦФИ "Корпусные технологии в лингвистических и междисциплинарных исследованиях", исполнитель, 2013, 2014.
Конкурс Фонда образовательных инноваций, победитель (осень 2013, весна 2015).
Коллективный грант ЦФИ "Корпусные исследования границ речевого варьирования: от аграмматизма к норме", исполнитель, 2015.
Коллективный грант ЦФИ "Тенденции развития языка в корпусном отражении", исполнитель, 2016.
РНФ "Пограничный русский: оценка сложности восприятия русского текста в теоретическом, экспериментальном и статистическом аспектах", 2016, исполнитель.
Коллективный грант ЦФИ " Точки роста в языковой системе: корпусные исследования и моделирование ", 2017, исполнитель.
Конференции
- 2023Проблемы онтолингвистики - 2023 (Санкт-Петербург). Доклад: Детские орфографические тактики и взрослая грамотность.
- 2022Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии (Москва). Доклад: Временные, количественные и результативные модификации семантики русского глагола в детской и билингвальной речи
- «Проблемы онтолингвистики-2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы)» (Санкт-Петербург). Доклад: Корпус раннего детского письма как источник данных о детской речи
- Речь, грамотность, дислексия (Сириус (Адлер)). Доклад: Корпус начального детского письма как ресурс для изучения нестандартной речи: несовпадения с рекомендательной нормой
- 2019VI Международная научная конференция "Культура русской речи" (Гротовские чтения) (Москва). Доклад: Военка без боевки: универбы в речи молодого носителя русского языка (в соавторстве с А. И. Левинзон)
- Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии. Памяти А.А. Зализняка (Москва). Доклад: Эрратологическая разметка Корпуса учебных текстов: тактические решения
- 2018Проблемы онтолингвистики - 2018 (Санкт-Петербург). Доклад: Тактики представления двух последовательных ситуаций в детском нарративе (на материале сочинения по картинке учеников 2-го класса)
- Русский язык в многоязычном мире (Москва). Доклад: На слух и на глаз: образ слова в письменных работах старших дошкольников и младших школьников
- 2017XLVIII Виноградовские чтения "Поэтика и грамматика русского художественного нарратива" (Москва). Доклад: Семантические сдвиги в диахронии: русский глагол (на материале повести И. С. Тургенева "Ася")
V Международная научная конференция "Культура русской речи: Гротовские чтения" (Москва). Доклад: "Перевод с русского на русский": как старшеклассник читает И.С.Тургенева
- Проблемы онтолингвистики - 2017 (Санкт-Петербург). Доклад: Корпус детской письменной речи: StartWrit (в соавторстве с Е. Г. Сосновцевой)
- Международная научная конференция "Русский глагол" (к 50-летию выхода в свет книги А. В. Бондарко и Л. Л. Буланина) (Санкт-Петербург). Доклад: Диахронические изменения в грамматической семантике глагола: как писали в ХIХ веке и как пишут сегодня
- 2016Проблемы онтолингвистики - 2016. Доклад: Перформативный компонент в детских высказываниях с настоящим актуальным момента действия
Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии (Москва). Доклад: Системные ошибки в учебных текстах
- «Проблемы преподавания дисциплины "Русский язык и культура речи" в вузах» (Москва). Доклад: Нестандартная русская речь: корпусные технологии в исследовании и методике преподавания
- 2015
Проблемы онтолингвистики - 2015: механизмы становления языка и становления речевой компетенции (Санкт-Петербург). Доклад: Иметь (но не быть): посессивные конструкции в письменных текстах неискушенных носителей русского языка
- 2014Культура русской речи (Гротовские чтения) (Москва). Доклад: Атрибутивные производные биаспектива в отсутствие распространителей: поведение исключений
- V Международный конгресс исследователей русского языка "Русский язык: исторические судьбы и современность". (Москва). Доклад: Грамматика письменной речи: конфликт предписания и узуса
- Семинар отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН (Москва). Доклад: Освоение идеи повторяющегося действия в раннем речевом онтогенезе (на материале русского языка)
Публикации50
- Статья Ахапкина Я. Э. Забытая идиома со значением меры и степени // Русская речь. 2023. № 3. С. 21-39. doi
- Статья Ахапкина Я. Э. Иерархия пунктуационных правил: Пределы освоения // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2021. Т. XXIX. № 3. С. 215-226. doi
- Статья Рахилина Е. В., Казкенова А. К., Ахапкина Я. Э. После, через, спустя во временны́х контекстах: из наблюдений над текстами казахско-русских билингвов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. Т. 73. С. 93-113. doi
- Книга Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. Академическое письмо. От исследования к тексту. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Науч. ред.: Ю. М. Кувшинская. М. : Юрайт, 2019.
- Глава книги Ахапкина Я. Э. Вариативность написаний в ранних детских письменных текстах // В кн.: Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия / Науч. ред.: Т. Круглякова. Иваново : ЛИСТОС, 2019. С. 69-73.
- Глава книги Иванова В. В., Добрушина Е. Р., Ахапкина Я. Э. Децл: от усеченного существительного к кванторному наречию // В кн.: Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019. Гл. 1. С. 22-32.
- Глава книги Масуми Т. С., Добрушина Е. Р., Ахапкина Я. Э. Как грязи: от библейского сравнения к сниженному кванторному предикативу // В кн.: Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019. Гл. 6. С. 121-139.
- Глава книги Царева М. С., Добрушина Е. Р., Ахапкина Я. Э. Малая толика: от указательного местоимения к местоименному количественному существительному // В кн.: Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019. Гл. 2. С. 33-60.
- Статья Ахапкина Я. Э. Микродиахронические сдвиги в употреблении глагольной лексики (на материале повести И. С. Тургенева "Ася") // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2019. Т. XV. № 3. С. 271-294. doi
- Глава книги Кондратьева А. А., Добрушина Е. Р., Ахапкина Я. Э. На редкость: от предложно-падежной формы к кванторному выражению // В кн.: Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019. Гл. 7. С. 140-163.
- Книга Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019.
- Глава книги Голосов Ф. В., Добрушина Е. Р., Ахапкина Я. Э. Постольку-поскольку: от коррелятива с союзом к кванторному наречию // В кн.: Пограничный русский язык. Как рождаются экспрессивные кванторные выражения? / Науч. ред.: Я. Э. Ахапкина, Е. Р. Добрушина. СПб. : Алетейя, 2019. Гл. 3. С. 61-77.
- Статья Ахапкина Я. Э., Левинзон А. И. Русские стяженные номинации с суффиксом –к(а) в социолингвистическом аспекте: от коммуналки к боевке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17. № 3. С. 54-70. doi
- Статья Ахапкина Я. Э. Эрратологическая разметка корпуса русских учебных текстов: тактические решения // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2019. Т. XXII. С. 11-22.
- Глава книги Ахапкина Я. Э., Николенкова Н. В. Когда и орфографическое правило может быть бессильно (о постановке дефиса при приложении) // В кн.: Stephanos. Электронный проект филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Мультиязычное научное издание Вып. 2 (28). М. : Издательство МГУ, 2018. Гл. 2. С. 31-43. doi
- Книга Шаповал С. А., Леонова М. В., Ахапкина Я. Э., Левинзон А. И. Лицей НИУ ВШЭ. Русский язык. Задания для абитуриентов. Методическое пособие / Науч. ред.: С. А. Шаповал. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
- Книга Ахапкина Я. Э., Леонова М. В., Шаповал С. А. Лицей НИУ ВШЭ. Русский язык. Задания для абитуриентов. Методическое пособие. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Глава книги Ахапкина Я. Э. Тактики представления двух последовательных ситуаций в детском нарративе (на материале сочинений по картинке учеников 2 класса) // В кн.: Проблемы онтолингвистики - 2018: Материалы международной научной конференции 20-23 марта 2018 / Науч. ред.: Т. А. Круглякова. СПб. : ЛИСТОС, 2018. С. 363-368.
- Глава книги Ахапкина Я. Э. Диахронические изменения в грамматической семантике глагола: как писали в ХIХ веке и как пишут сегодня // В кн.: "Русский глагол"(к 50-летию выхода в свет книги А. В. Бондарко и Л. Л. Буланина) / Науч. ред.: Ю. П. Князев. СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 21-22.
- Глава книги Ахапкина Я. Э., Сосновцева Е. Г. Корпус детской письменной речи StartWrit // В кн.: Проблемы онтолингвистики - 2017: освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия: Материалы еж