• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Ошибка и норма: как говорят и пишут по-русски

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Ахапкина Яна Эмильевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Читая объявления и инструкции, аннотации и афиши, мы видим, что не каждый автор заглядывал в "Словарь управления" или пособие "Пиши, сокращай". Научиться видеть системные нарушения и вовремя исправлять ошибки поможет курс, нацеленный на поиск актуальных закономерностей в русском языке. Обсудим рекомендательную и описательную норму, потренируемся редактировать устный и письменный текст. Проанализируем курьезные случаи и запомним смешные аномалии, чтобы самим не попасть впросак. Текущий контроль включает домашнее задание и доклад.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса заключается в том, чтобы сформировать у студентов осознанное чтение, рефлексию о намерениях автора, позволяющую различать ошибку и риторический прием и корректно редактировать свои и чужие тексты.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает литературный стандарт и нестандартную речь, квалифицирует отступления от стандарта..
  • Студент идентифицирует в текстах типы и виды системных нарушений стандарта, объясняет природу ошибки, предлагает варианты редактирования, ранжирует формулировки по степени соответствия стандарту.
  • Студент обосновывает случаи вариативности, обусловленные намерением автора, и отличает их от ошибок в текстах.
  • Студент узнает в текстах и объясняет виды и типы нарушений стандарта, различает прием и ошибку.
  • Студент интерпретирует намерение автора, нарушившего литературный стандарт. Редактирует оригинальные и переводные тексты с учетом задач риторического воздействия на читателя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ошибка и коммуникативная неудача. Правила и нормы. Вариативность и запрет
  • Кодификация и узус. Система и традиция
  • Ошибка и жанр. Ошибки в переводах. Ошибка и прием
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Доклад + 0.5 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лексическая стилистика : проблемы изучения и обучения, Бельчиков, Ю. А., 2013
  • Практическая стилистика русского языка : учеб. пособие для студентов филол. и жур. фак. вузов, Солганик, Г. Я., 2006
  • Практическая стилистика, Розенталь, Д. Э., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Занимательная стилистика : как мы говорим. А как мы пишем!.., Голуб, И. Б., 2011
  • Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие, Колесников, Н. П., 2003