• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Академическое письмо (русский язык)

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Аксенов Кирилл Алексеевич, Ахапкина Яна Эмильевна, Бычкова Полина Андреевна, Жукова Валентина Александровна, Иткин Илья Борисович, Макарчук Илья Владимирович, Рахман Денис Михайлович, Резникова Татьяна Исидоровна, Яковлева Анастасия Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс академического письма на русском языке для студентов программы "Фундаментальная и компьютерная лингвистика" направлен на формирование навыков критического чтения (анализа структуры, содержания, логики, иллюстративного материала статьей по специальности) и самостоятельного исследования с последующей подготовкой отчета о нем. Каждый год центрируется вокруг одной из ключевых тем. Все разделы курса изучаются на материале работ предшественников и в ходе подготовки собственного исследования. Курс завершается защитой исследовательского проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи, изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных, формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях, овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), научный доклад, слайд-шоу к докладу. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы организации научных текстов; Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах; Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - различать разговорный, научно-популярный, публицистический и научный стили речи; - выявлять тезис абзаца и тезис текста; - оценивать весомость аргумента. Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Иностранный язык; Теория языка (введение в языкознание); Языковое разнообразие. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Академическое письмо (английский язык); Курсовая работа; Научно- исследовательский семинар; Теория языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает научную постановку вопроса от социальной, формулирует исследовательский вопрос по заданной проблемной области, ведет деловую переписку в академическом сообществе с учетом принятых конвенций.
  • Формулирует варианты заглавий исследовательской работы по исследовательскому вопросу и проблемной области. Формирует списки ключевых слов по заданному тексту.
  • Определяет способы сбора и анализа данных, релевантные исследовательским задачам, по заданной теме, проблеме, предложенному исследовательскому вопросу или заглавию исследовательской работы.
  • Выбирает ресурсы для поиска исследований с учетом заданной темы, проверяет надежность источника, собирает информацию об авторе, готовит предварительные библиографические списки по заданной теме.
  • Формулирует цель, задачи, описывает материал и методы его сбора и анализа с опорой на предложенные данные об исследовании.
  • Планирует этапы собственного исследования: способы сбора и анализа данных, порядок представления тезисов, аргументов и выводов.
  • Оценивает заключение чужого текста с точки зрения информативности и соответствия введению.
  • Составляет план и черновик аннотации для предложенной статьи.
  • Соотносит содержание доклада по прочитанной статье, собственному исследованию докладчика с релевантными вопросами на понимание и на интерпретацию услышанного.
  • Оценивает предложенные тезисы с точки зрения информативности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Особенности научного дискурса
    Кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость и фальсифицируемость гипотезы. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути.
  • 2. Выбор темы и заглавия
    Для исследовательской работы. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема / объект исследования и ракурс его рассмотрения. Детализация информации в подзаголовке. Понятие ключевых слов; где они используются.
  • 3. Материал исследования
    Что может быть материалом научной работы по лингвистике. Полевая работа, корпуса, словари, грамматики, анкетирование, эксперимент, данные дистанционного опроса – что еще? Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе.
  • 4. Литература к исследованию
    Для чего она нужна и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница или как лишиться поста премьер-министра в Германии. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов.
  • 5. Введение
    Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме (обоснование вопроса), формулировка проблемы исследования, организация текста статьи (с учетом описания материала и методов его анализа). Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя.
  • 6. Основная часть
    Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки».
  • 7. Заключение
    Роль заключения в тексте статьи (учебно-исследовательской работы): квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям.
  • 8. Оформление письменной работы
    Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него.
  • 9. Устное выступление и слайд-шоу
    Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты в лингвистике. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам.
  • 10. Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе?
    Реферат, аннотация, тезисы. Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание, доклад по статье
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий письменный ответ на вопрос по статье
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий проверочная работа
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий представление исследовательского проекта
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проходит в письменной форме, продолжительность 1.5 часа, начинается и завершается согласно расписанию. Студент получает вопрос по эл. почте и по истечении 1.5 часов направляет ответ преподавателю по эл. почте в виде редактируемого файла doc, названного фамилией студента. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе gmail. К экзамену (по эл. почте) необходимо подключиться по расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: получить задание и прислать его по эл. почте через полтора часа. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * домашнее задание, доклад по статье + 0.1 * письменный ответ на вопрос по статье + 0.4 * представление исследовательского проекта + 0.1 * проверочная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762