• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Основы педагогики и методики преподавания филологических наук

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Основы педагогики и методики преподавания филологических наук» студенты систематизируют знания в области русского языка (фонетики, грамматики, лексики), теории и истории литературы; овладевают навыками выявления в тексте элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи; учатся анализировать художественный текст в различных контекстах и взаимосвязях; осваивают систему методических приемов освещения филологической проблематики в школе, в частности основных приемов и методов представления теоретических сведений из курса словесности; учатся отбирать и составлять формирующие, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов; овладевают навыками рецензирования и мотивированного оценивания работ школьного курса. Формы контроля включают домашние задания (анализ источника, конспект урока с разработкой упражнений, оценивание работы), контрольные работы. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематизация знаний в области русского языка (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии) и литературы (теории литературы, истории литературы)
  • формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с точки зрения выявления элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи в области лексики, морфологии и синтаксиса; анализа художественного текста в различных контекстах и взаимосвязях
  • освоение системы методических приемов освещения лингвистической и литературоведческой проблематики в школе
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Применяет основные приемы и методы представления теоретических сведений из курса словесности к анализу теста и объяснению этого анализа обучающемуся
  • Отбирает и составляет формирующие навык, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов
  • Рецензирует и мотивированно оценивает работы школьного курса
  • Объясняет и комментирует с историко-культурной и теоретической точек зрения основные произведения школьной программы
  • Сополагает в художественным текстом основные закономерности словесности X-XVII вв. и литературного процесса XVIII-XX вв
  • Наглядно представляет сведения из основ теории литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текстоцентрический подход к обучению
    Словесность: русский язык. Прагматика изучения родного языка в 10-11 классах: от анализа высказывания к синтезу текста. Комментарий к тексту как идеология курса: первичность семантики. Лексическая составляющая. Медленное чтение с точки зрения словаря и грамматики, прагматики и коммуникативной составляющей высказывания. Исторический аспект лексического фонда. Толкование слова. Полисемия в синхронии и диахронии. Словари современные и традиционные. ЕГЭ: задания 3, 22. Парадигматика и синтагматика вокабуляра. Активный и пассивный словарный запас. Региональное и социальное расслоение лексики. Диалект и региолект, профессиональная речь, просторечие. Архаичная лексика. Этимология. Неология. Синонимия, антонимия, паронимия, омонимия. Контекстное употребление слова. Работа с корпусом: иллюстрации, упражнения. ЕГЭ: задания 5, 22.
  • Речевая вариативность и виды норм
    Прямое и переносное словоупотребление. Тропы. Фразеология. Орфоэпический компонент текста. Акцентология. ЕГЭ: задания 4, 24. Грамматика. Норма и вариативность. Ошибка и прием. Фигуры. Орфография и пунктуация. ЕГЭ: задания 6-7, 8-19, 24. Текст. Информация в тексте. Структура текста. Чужое высказывание. Цельность и связность текста. Типы речи. ЕГЭ: задания 1-2, 20-21, 23. Эссе как жанр. Текст-стимул. Постановка проблемы в тексте-стимуле, комментарий к ключевому вопросу. Интертекстуальные переклички и литературные ассоциации. Аргумент и пример. Композиция эссе. Логика эссе. Речевые средства. Типология ошибок. ЕГЭ: задание 25.
  • Развитие речи
    Текстовый потенциал слов разных частей речи: имя и глагол. Способы выражения признака предмета и действия: эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Монолог и диалог. Способы передачи косвенной речи. Цитация: проблема чужого слова, виды аккумуляции смысла источника-претекста текстом-реципиентом. Методы и приемы расширения словарного запаса: чтение, комментарий к тексту, словарная и корпусная работа. Контекстуальные реализации значений и употреблений слов. Понимание иронического высказывания. Понимание метафоры и метонимии. Синтаксическая синонимия.
  • Литература как учебная дисциплина средней школы
    Словесность: литература. Раздел «Литература» ГОС 2004 и ФГОС 2014. Примерные образовательные программы по литературе (ПООП). Знаниевый и деятельностный подходы в литературном образовании. Планируемые результаты литературного образования.
  • Литературоведение в школьном изучении
    Медленное чтение (close reading) в курсе литературы и другие практики чтения. Проблема анализа и интерпретации, концепции читательской деятельности как «диалога» (М.Бахтин) и «перевода» (М.Гаспаров). Историко-литературный курс и формирование историзма восприятия произведений литературы. Имманентный анализ и контекстуальный анализ. Комплексный анализ текста. Визуализации вербального текста
  • Формы аттестационного контроля и подготовка к ним
    ЕГЭ по литературе и «итоговое сочинение»: типология заданий и жанры письменных работ. Использование культурно-образовательных ресурсов в литературном образовании. Олимпиады по литературе и литературные конкурсы, подготовка к ним. Составление олимпиадных заданий по литературе и их выполнение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Проверочные работы в устной и письменной форме (неблокирующий)
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее, чем за 10 дней до сессии.
  • Самостоятельная домашняя работа (неблокирующий)
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее, чем за 10 дней до сессии.
  • Экзамен (неблокирующий)
    Пересдается по общим правилам в период пересдач
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Проверочные работы в устной и письменной форме + 0.25 * Самостоятельная домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ланин Б. А.-МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ : УЧЕБНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие-М.:Издательство Юрайт,2019-339-Образовательный процесс-978-5-534-05383-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uchebnaya-hrestomatiya-441273
  • Методика преподавания литературы : Учебник для вузов, Богданова О. Ю., Леонов С. А., 2002
  • Русский язык : учеб. пособие для старших кл. шк. гуманитарного профиля, Багрянцева В. А., Болычева Е. М., 2006
  • Русский язык в упражнениях : учеб. пособие для вузов, Хавронина С. А., Широченская А. И., 2016
  • Ядровская Е. Р.-ЛИТЕРАТУРА: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-236-Профессиональное образование-978-5-534-11921-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/literatura-metodika-prepodavaniya-v-osnovnoy-shkole-446440
  • Ядровская Е. Р.-МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: УРОКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-236-Образовательный процесс-978-5-534-06184-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uroki-v-osnovnoy-shkole-441768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык и культура речи : семнадцать практических занятий: учеб. пособие для вузов, Ганапольская Е. В., Волошинова Т. Ю., 2012
  • Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров, Максимов В. И., Волошинова Т. Ю., 2013
  • Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров, Максимов В. И., Волошинова Т. Ю., 2016