• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"

Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Лейкин Юлия Евгеньевна, Орлова Галина Анатольевна
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар второго года позволяет магистрантам аккумулировать, актуализировать и адаптировать к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных ими за все годы обучения. Студенты формируют и формулируют позицию относительно теоретического насыщения исторического исследования, знакомятся с актуальными историографическими подходами к архиву (от архивной этнографии и (пост)колониальной критики архива до цифровой гуманитаристики), осваивают искусство навигации в эпистемологических поворотах (от лингвистического до вычислительного), учатся превращать ключевые аналитические модели и понятия (от дискурса и репрезентации до взгляда и практики) в рабочие инструменты, тренируют академический английский, конструируют аналитическую рамку магистерского проекта, рефлексируют о специфике академического письма историка, отрабатывая в ходе обсуждений и письменных упражнений фрагменты магистерской диссертации и процедуру ее защиты. НИС состоит из трех блоков: а) архивного (модуль 1, темы 1-6, Ю.Е. Лейкин, in English), б) аналитического (модуль 2-3, темы 7-16, Г.А. Орлова), в) конструкторского (модуль 4, темы 17-19, Е.А. Вишленкова). Семинары ведет команда исследовательниц-практиков, публикующихся в журналах мирового топ-уровня
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повысить культуру исторического исследования за счет знакомства с актуальными подходами в историографии, аналитического насыщения исторического исследования и рефлексивного отношения к академическому письму историка
  • Научиться ориентироваться в современных аналитиках и превращать базовые модели и концепты, вырабатываемые в рамках эпистемологических поворотов (от лингвистического до вычислительного, от дискурса и репрезентации до практики и аффективного режима), к задачам своего исследования
  • Способствовать развитию аналитической чувствительности студентов-историков за счет знакомства с дисциплинарным и междисциплинарным опытом теоретического насыщения исследования
  • Отработать навыки конструирования теоретической рамки магистерского исследования, написания и презентации магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Discuss narrative strategies and writing conventions in the discipline of history
  • Think critically about archives and the origins of source materials
  • Ориентироваться в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
  • Представлять себе генеалогию социогуманитарной аналитики и перспективы ее использования в историческом исследовании
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
  • Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
  • Уметь поставить научную проблему и обосновать ее актуальность
  • Уметь создавать визуальную презентацию проекта
  • Уметь создавать логически непротиворечивый и литературно оформленный нарратив прошлого
  • Уметь формулировать аналитическую рамку исследования на письме
  • Уметь формулировать основные положения исследования, выносимые на обсуждение
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Introduction
  • Fetishizing the Archive
  • The Colonial Archive
  • Modern Categories in the Archive
  • Maps
  • Digital Archives
  • История и теория
  • Рождение аналитики
  • Лингвистический поворот
  • Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
  • Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптика
  • Пространственный поворот, культурная топология и масштабирование
  • Практический поворот, перформативность и практическое действие
  • Больше поворотов
  • Ориентация и навигация
  • Письмо. Как писать о теории?
  • Магистерская диссертация
  • Искусство презентации
  • Искусство полемики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен в конце 1-го модуля
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий 1-я - 2-я творческие работы
  • неблокирующий 3-я - 8-я творческие работы
  • неблокирующий экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * 1-я - 2-я творческие работы + 0.3 * экзамен в конце 1-го модуля + 0.3 * активность на семинарах
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * активность на семинарах + 0.4 * 3-я - 8-я творческие работы + 0.3 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ann Laura Stoler. (2009). Along the Archival Grain : Epistemic Anxieties and Colonial Common Sense. Princeton University Press.
  • Godfrey, D. G. (2006). Methods of Historical Analysis in Electronic Media. Mahwah, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167382
  • Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
  • Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
  • Morris, R. C., & Spivak, G. C. (2010). Can the Subaltern Speak? : Reflections on the History of an Idea. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584675
  • Owens, T. (2017). Digital Sources & Digital Archives: The Evidentiary Basis of Digital History. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/T5RDY
  • Plamper, J., & Tribe, K. (2015). The History of Emotions : An Introduction (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929154
  • ROSS, A. I. (2017). Sex in the Archives. French Historical Studies, 40(2), 267–290. https://doi.org/10.1215/00161071-3761619
  • Smith, B. G. (1995). Gender and the practices of scientific history: The seminar and archival research in the Nineteenth Century. American Historical Review, 100(4), 1150–1176. https://doi.org/10.2307/2168205
  • Steven Seegel. (2012). Mapping Europe’s Borderlands : Russian Cartography in the Age of Empire. University of Chicago Press.
  • Stoler, A. L. (2007). The Pulse of the Archive. Ab Imperio, 3, 225–264. https://doi.org/10.1353/imp.2007.0050
  • STOLER, A. L. (2010). Archivos Coloniales Y El Arte De Gobernar / Archives and the Arts of Governance. Revista Colombiana de Antropología, 46(2), 465–496.
  • Беззубова, О. (2014). Визуальная Культура И Визуальный Поворот В Культуральных Исследованиях Второй Половины Хх Века. Аналитика Культурологии, (28). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544951
  • Макогон, Т. (2012). «Пространственный Поворот» И Возможность Новационных Подходов В Социально-Философском Дискурсе. Известия Томского Политехнического Университета, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14038118
  • МАРТИРОСЯН К.М. (2015). «Практический Поворот» («Practiceturn») В Социальной Философии. Актуальные Вопросы Современной Науки, (41). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16038372
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018
  • Трубникова, Н. (2012). «Пространственный Поворот» Современной Западной Историографии: Лики Всемирной Истории В Эпоху Глобализации. Современные Исследования Социальных Проблем, (9 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13996975
  • Ястреб, Н. (2015). Вычислительный Поворот В Философии. Философские Проблемы Информационных Технологий и Киберпространства, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15832594

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Patai, D., & Corral, W. H. (2005). Theory’s Empire : An Anthology of Dissent. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149713
  • Schatzki, T. R., Knorr-Cetina, K., & Savigny, E. von. (2001). The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=134021
  • The Optical Unconscious of Big Data:Datafication of vision and care for unknown futures. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.313B0DF6
  • Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
  • ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Мир России. Социология. Этнология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15846416
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
  • Социология вещей: Сборник статей / Под ред. Вахштайн В. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 392 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-025-1
  • Язык новых медиа, Манович, Л., 2018