• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Социальная организация деловой сферы

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальная организация деловой сферы» посвящен ключевые вопросы социальных процессов и взаимодействий в деловой сфере. На втором году изучения предполагается освоение онлайн курса. Предлагается выбрать один курс из двух предложенных и подготовить аналитический обзор представленных материалов, используя общую методологию курса Социальная организация деловой сферы. Варианты курсов: Intercultural Management на https://www.coursera.org/learn/intercultural или Цифровизация в управлении человеческими ресурсами на https://openedu.ru/course/spbu/HRDIGITAL.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к участию в проектной, исследовательской и информационно-аналитической деятельности, связанной с взаимодействием с современными организациями в качестве медиаторов, экспертов, аналитиков способных: - планировать и проводить экспертизу проектов в деловой сфере с точки зрения учета целей и интересов менеджмента организаций и их сотрудников, - участвовать в разработке программ и проектов, ориентированных на создание устойчивых взаимодействий, построенных на принципах согласования экономических и социальных целей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • дает прогнозы эффектов предлагаемых программ и проектов по изменениям с точки зрения гуманитарной и экономической эффективности на различных уровнях (личности, группы, организации, общества)
  • знает основные факторы, влияющие на социальные последствия принимаемых решений
  • Оценивает ситуации этического выбора и прогнозирует последствия и эффекты данных решений по отношению к социальной организации деловой сферы
  • Предлагает программу диагностического или исследовательского опроса сотрудников в заданных условиях для решения поставленных задач
  • Прогнозирует социальные последствия и эффекты, а также риски от программ, направленных на изменение социальной организации компании (на трех уровнях: индивидуальном, групповой, организационном; в краткосрочном и долгосрочном периодах)
  • Разрабатывает и аргументирует рекомендации, связанные с согласованием экономических и социальных интересов, прогнозировать последствия этого типа решений для широкого круга участников
  • Распознает и определяет основные условия и факторы, влияющие на согласованность экономических и социальных интересов в деловой сфере
  • Формулировать и распознавать проблемы и вопросы, связанные с ценностно-нормативным и с институционально-практическим компонентами социальной организации бизнеса, а также относящиеся к вопросами этического поведения и выбора
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная организация трудовой деятельности
  • Ценностно-культурный и институционально-практический компоненты социальной организации трудовой деятельности
  • Освоение онлайн курса
  • Экономическая эффективность и ее социальные последствия
  • Социальная ответственность бизнеса: концепции, программы, исследования
  • Этические нормы как регулятор взаимодействий в деловой среде
  • Работа с заинтересованными сторонами в деловой среде
  • Освоение он-лайн курса Managing Responsibly: Practicing Sustainability, Responsibility and Ethics
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах в третьем модуле (онлайн формат)
  • неблокирующий эссе (анализ зарубежной научной статьи по теме)
  • неблокирующий экзаменационное задание 1
    Экзамен проводится в онлайн. Экзамен проводится с помощью платформы zoom.us. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзамена, размещенному на ruz.hse.ru. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Экзамен будет проходить с использованием zoom для осуществления идентификации студента, прокторинга во время написания теста, записи проведения экзамена. Для этого требуется обеспечить наличие работающей камеры, микрофона, студенческого билета с фотографией и стабильного интернет-соединения. Допускается использование камеры мобильного телефона. Запрещается использовать виртуальный фон, камера должна отражать реальные условия. При отсутствии камеры студент не допускается до экзамена. Экзаменационная работа строго индивидуальна, поэтому в помещении не должно быть других людей. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий.
  • неблокирующий эссе (анализ практик социальной ответственности компании)
  • неблокирующий экзаменационное задание 2
    Экзамен проводится в онлайн. Экзамен проводится с помощью платформы zoom.us. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзамена, размещенному на ruz.hse.ru. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Экзамен будет проходить с использованием zoom для осуществления идентификации студента, прокторинга во время написания теста, записи проведения экзамена. Для этого требуется обеспечить наличие работающей камеры, микрофона, студенческого билета с фотографией и стабильного интернет-соединения. Допускается использование камеры мобильного телефона. Запрещается использовать виртуальный фон, камера должна отражать реальные условия. При отсутствии камеры студент не допускается до экзамена. Экзаменационная работа строго индивидуальна, поэтому в помещении не должно быть других людей. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий.
  • неблокирующий работа на семинарах в четвертом модуле (онлайн формат)
  • неблокирующий оценка за первый год
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий дистанционные задания по онлайн курсу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.3 * работа на семинарах в третьем модуле (онлайн формат) + 0.3 * эссе (анализ зарубежной научной статьи по теме) + 0.4 * экзаменационное задание 1
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.15 * эссе (анализ практик социальной ответственности компании) + 0.15 * работа на семинарах в четвертом модуле (онлайн формат) + 0.2 * экзаменационное задание 2 + 0.5 * 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.7 * оценка за первый год + 0.3 * дистанционные задания по онлайн курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beltrán-Martín, I., Roca-Puig, V., Escrig-Tena, A., & Bou-Llusar, J. C. (2008). Human Resource Flexibility as a Mediating Variable Between High Performance Work Systems and Performance. Journal of Management, 34(5), 1009–1044. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=34478032
  • Berson, Y., Oreg, S., & Dvir, T. (2008). CEO values, organizational culture and firm outcomes. Journal of Organizational Behavior, 29(5), 615–633. https://doi.org/10.1002/job.499
  • CSR and the legitimacy of business in transition economies: the case of Russia. (2009). https://doi.org/10.1016/j.scaman.2008.11.008
  • Khilji, S. E., & Wang, X. (2006). “Intended” and “implemented” HRM: the missing linchpin in strategic human resource management research. International Journal of Human Resource Management, 17(7), 1171–1189. https://doi.org/10.1080/09585190600756384
  • Kwantes, C. T., & Boglarsky, C. A. (2007). Perceptions of organizational culture, leadership effectiveness and personal effectiveness across six countries. Journal of International Management, (2), 204. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.intman.v13y2007i2p204.230
  • Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context:The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38CC918E
  • Treviño, L. K., & Nelson, K. A. (2014). Managing Business Ethics : Straight Talk About How to Do It Right (Vol. 6th ed). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639358
  • Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности : учебник для бакалавров, Тульчинский, Г. Л., 2014
  • Леевик Юлия Сергеевна. (n.d.). Earnings Management in Russian Companies: Professional Ethics of Operating Decisions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fearnings-management-in-russian-companies-professional-ethics-of-operating-decisions
  • Общая социология : учеб. пособие для вузов, Эфендиев, А. Г., 2000
  • СТРЕБКОВ Денис Олегович, & ШЕВЧУК Андрей Вячеславович. (2016). Самостоятельная Занятость На Рынке Удалённой Работы: Распространение Инновационной Трудовой Практики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7AE5C8E
  • Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления : монография, Эфендиев, А. Г., 2014
  • Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления: Монография / А.Г.Эфендиев, Е.С.Балабанова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16 - (Научная мысль; Менеджмент). (п) ISBN 978-5-16-009876-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460712
  • Эфендиев Азер Гамид Оглы, Балабанова Евгения Сергеевна, & Ребров Алексей Владимирович. (n.d.). Управление Человеческими Ресурсами И Эффективность Компаний: Есть Ли Связь? Retrieved February 14, 2020, from

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andrew Spicer, Thomas W. Dunfee, & Wendy J. Bailey. (2004). Does national context matter in ethical decision making? An empirical test of integrative social contracts theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.11D9CC14
  • Combs, J., Yongmei Liu, Hall, A., & Ketchen, D. (2006). How Much Do High-Performance Work Practices Matter? A Meta-Analysis of Their Effects on Organizational Performance. Personnel Psychology, 59(3), 501–528. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2006.00045.x
  • David Hess. (2009). Catalyzing Corporate Commitment to Combating Corruption. Journal of Business Ethics, (4), 781. https://doi.org/10.1007/s10551-009-0322-7
  • Jody Hoffer Gittell, Rob Seidner, & Julian Wimbush. (2010). A Relational Model of How High-Performance Work Systems Work. Organization Science, (2), 490. https://doi.org/10.1287/orsc.1090.0446
  • Meng Zhao. (2012). CSR-Based Political Legitimacy Strategy: Managing the State by Doing Good in China and Russia. Journal of Business Ethics, (4), 439. https://doi.org/10.1007/s10551-012-1209-6
  • Ogbonna, E., & Harris, L. C. (2000). Leadership style, organizational culture and performance: empirical evidence from UK companies. International Journal of Human Resource Management, 11(4), 766–788. https://doi.org/10.1080/09585190050075114
  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2006). Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 84(12), 78–92. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=23081414
  • Posthuma, R. A., Campion, M. C., Masimova, M., & Campion, M. A. (2013). A High Performance Work Practices Taxonomy: Integrating the Literature and Directing Future Research. Journal of Management, 39(5), 1184–1220. https://doi.org/10.1177/0149206313478184
  • Potepkin Maxim, & Firsanova Olga. (2017). Customer Perception of CSR Activities: A Comparative Study of Finnish and Russian Consumers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C57871DB
  • Долгорукова, И. (2014). Современные Практики Реализации Корпоративной Социальной Политики На Российских Предприятиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8701731