Бакалавриат
2021/2022
История греческого языка
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Потемкин Александр Рудольфович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом дисциплины является круг вопросов сравнительно-исторической грамматики греческого языка и проблемы, связанные с его функционированием в античной культуре (история диалектов, история поэтического и литературного языков, историческая семантика и т.д.) Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о ключевых этапах истории греческого языка и овладение первоначальными сведениями об использовании сравнительно-исторического и других современных методов в лингвистических исследованиях.
Цель освоения дисциплины
- дать представление о фонетических и морфологических особенностях древнегреческого языка в хронологической и географической перспективе;
- дать начальные сведения об использовании сравнительно-исторического и других современных методов при анализе лингвистического материала
- познакомить студентов с наиболее репрезентативными памятниками греческой словесности, иллюстрирующими определенные этапы в истории языка
Планируемые результаты обучения
- Знать и уметь демонстрировать особенности синтаксиса ПИЕ; Знать и уметь демонстрировать особенности синтаксического строя ОГ; Знать происхождение метрической системы ОГ; Знать проблемы реконструкции древнейшего поэтического слоя греческого языка
- Знать историю греческих диалектов и географию; Знать их фонетические и морфологические различия и историю их происхождения; Уметь выделять в текстах диалектные черты, сопоставлять их с природой литературного/нелитературного источника
- Знать основные направления изучения языка в глоттохронологии
- Знать основные тенденции в развитии греческого языка в византийскую эпоху и Новое время. Знать особенности развития катаревусы. Знать особенности развития демотики; Знать отличия новогреческого языка от его предшественников
- Знать особенности системы вокализма и консонантизма ОГ; Знать особенности системы вокализма и консонантизма ПИЕ; Уметь решать задачи на этимологическую реконструкцию
- Знать особенности системы склонения в ОГ (род, число, падеж, основа, окончания) Знать особенности спряжения в ОГ; Знать особенности морфологии ПИЕ, соотношение грамматики ОГ и ПИЕ, закономерности развития и морфологические новации
- Знать причины возникновения койне; Знать основные фонетические особенности диалекта; Знать основные морфологические особенности диалекта; Знать лекические особенности диалекта; Уметь выделять их в предложенном для анализе тексте
- Знать характер источников по истории греческого языка; Знать особенности фонетической и морфологической системы; Уметь анализировать древнейшие памятники с точки зрения исторической грамматики
- Знать этапы развития аттического диалекта и их характеристику; Уметь демонстрировать их на текстах разной жанровой природы (драма, ораторская, философская, историческая проза)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение
- Тема 2. Фонетическая система ОГ, ее отношение к фонетической системе ПИЕ
- Тема 3. Грамматическая система ОГ и проблема реконструкции ПИЕ морфологии
- Тема 4. Проблема реконструкции ПИЕ синтаксиса и данные греческого языка
- Тема 5. Древнейший период истории греческого языка (1-е тысячелетие до н.э.)
- Тема 6. Древнегреческие диалекты (вост.-греч. и зап.-греч. группы)
- Тема 7. История древнегреческого литературного языка
- Тема 8. Эллинистическое койне
- Тема 9. Общая характеристика истории греческого языка в византийскую эпоху и Новое время.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
- Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
- Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Benjamin W. Fortson, I. (2011). Indo-European Language and Culture : An Introduction. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1101908
- Henry, V. 1850-1907., & Elliott, R. T. 1863-tr. (1890). A short comparative grammar of Greek and Latin for schools and colleges. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2D40557
- Ieronimakis, J., & Efstathopoulou, A. (2018). Greek Language Education in Egypt: An Example in the Field of International Education. Bulgarian Comparative Education Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED586137
- Sihler, A. L. (1995). New Comparative Grammar of Greek and Latin. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=352703
- Steele, P. M. (n.d.). Greek: A history of the language and its speakers [Book Review]. Scholia: Studies in Classical Antiquity, 20, 170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnzc&AN=917719342148215