Магистратура
2021/2022





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар для магистрантов 2-го года обучения преследует цели развить, углубить и совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствовать подготовке выпускной квалификационной работы, интенсифицировать методологическую рефлексию и знакомство с новейшими направлениями современной гуманитарной науки. В рамках научно-исследовательского семинара проводится обсуждение значимых современных работ в разных областях гуманитаристики, оттачивается методика сбора материала для исследования, его компоновки и осмысления. В рамках научно-исследовательского семинара студенты представляют различные этапы работы над своими ВКР.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у магистрантов навыков эвристики, научного поиска и исследовательской работы;
- развитие у магистрантов навыков самостоятельной исследовательской работы, эвристики, научного поиска;
- Развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
- Формирование у магистрантов навыков библиографической работы;
- Обучение основным приемам историко-литературного анализа художественных текстов и различным классическим и современным литературоведческим подходам;
- Углубление знаний литературоведческой терминологии;
- развитие навыков академического письма, подготовка текста выпускной квалификационной работы магистра.
- Развитие навыков академического письма, подготовка текста магистерской работы.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук;
- Владение навыками планирования и организации научно-исследовательского проекта.
- Владение навыками подготовки текста к публикации;
- Владение навыками работы с текстовыми источниками (классификация, подбор материала, описание объекта);
- Владение основными методиками контекстуального анализа текста, терминологией и научным языком избранной методологической парадигмы;
- Знание научной терминологии основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики);
- Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
- Знание современных информационных систем;
- Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
- Умение ориентироваться в различных методах филологических исследований, осознавать и обосновывать их сильные и слабые стороны, место в истории филологической науки, корректно оценивать возможность применения этих методов к иному материалу;
- Умение помещать исследуемый объект в кросс-культурный контекст;
- Умение порождать непротиворечивые концепции в рамках одного из актуальных современных направлений в филологии;
- Умение применять разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей;
- Умение работать с библиографической базой;
- Владеет навыками публичной презентации собственного исследования и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
- Владеет навыками реферирования и рецензирования, умеет анализировать различные научные подходы к одной и той же проблематике
- Владеет различными подходами к анализу текстов и культурных явлений, умеет обосновывать выбор метода самостоятельного исследования
- Знает круг библиографических источников по истории русской литературы и культуры XVIII – XX вв., в том числе электронные базы данных, владеет навыками библиографического поиска
- Знает основные типы академического письма; владеет навыками структурирования и редактирования научного текста
- Умеет ставить проблему, цели и задачи работы, обосновывать применение тех или иных методов и подходов гуманитарных наук к избранному материалу
Содержание учебной дисциплины
- Методология научного исследования: выбор и обоснование методов и подходов, метод и материал.
- «Советский человек» в оптике литературы и филологических наук
- Основные филологические научные центры и филологические издания
- Составление библиографии по теме курсовой работы
- Составление библиографии по теме научной работы (ВКР)
- Реферат научной литературы по теме курсовой работы
- Обоснование темы выпускной квалификационной работы
- Выступление с докладом по курсовой работе
- Реферирование научной литературы по теме выпускной квалификационной работы
- Предварительная защита курсовой работы
- Выступление с докладом по выпускной квалификационной работе
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Устный реферат
- Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования
- Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования
- Обоснование темы ВКР (4000-7 000 зн.). Письменная работа. 2 модуль
- Глава ВКР или обзор литературы по теме ВКР (10000-15000 зн.). Письменная работа
- Доклад/презентация результатов исследования по теме ВКР. Выступление на семинаре (онлайн)
- Участие в работе семинара
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования + 0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Устный реферат
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Доклад/презентация результатов исследования по теме ВКР. Выступление на семинаре (онлайн) + 0.2 * Глава ВКР или обзор литературы по теме ВКР (10000-15000 зн.). Письменная работа + 0.3 * Участие в работе семинара + 0.2 * Обоснование темы ВКР (4000-7 000 зн.). Письменная работа. 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
- Алексей Юрчак. (2016). Некроутопия: политика голой жизни и вне-советский субъект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52047234
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dinega, A. W. (2012). Taboo Pushkin : Topics, Texts, Interpretations. Madison: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494880
- V. Boykov N., V. Zakharov E., I. Pilshchikov A., T. Sysoev M., В. Бойков Н., В. Захаров Е., … Сысоев М. (2019). Thesaurus as a Poetological Tool ; Тезаурус как инструмент поэтологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CFD44DF
- Введение в литературоведение : теория литературы : учеб. пособие, Зенкин, С. Н., 2000
- Кукулин, И. В. (2015). Лирика советской субъективности: 1930-1941 ; Peotry of the soviet subjectivity: 1930-1941.
- ОРЕХОВ Б.В., & ШАУЛОВ С.С. (2014). Архив Р. Г. Назирова Как Система И Модель Мировой Культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91248FC6