• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные и количественные методы исследований в психологии: проективные методы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Методологические принципы и этапы проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» являются: • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии. • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов. • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов. • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и является базовой для всех программ магистратуры по направлению «Психология». В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • критерии научности психологического исследования; • основные этапы проведения исследования в психологии; • критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; • различия между основными планами эмпирических исследований, досто-инства и недостатки каждого плана; • особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; • основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; • этические принципы научных исследований и способы их реализации. Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для теоретического обзора; • формулировать проверяемые гипотезы; • выбирать исследовательский план, адекватный выдвинутым гипотезам; • оценивать, выбирать и разрабатывать психометрические инструменты для измерения латентных конструктов; • оформлять данные для количественного анализа и подбирать методы ма- тематического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам; • выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез; • оформлять результаты количественных и качественных исследований в виде научных работ (согласно стандартам НИУ ВШЭ и Американской психологической ассоциации); • критически оценивать свои собственные и чужие исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» являются: • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии. • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов. • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов. • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: критерии научности психологического исследования; этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука о человеке.
  • Тема 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Тема 3. Постановка проблемы исследования
  • Тема 4. Теоретический обзор
  • Тема 5. Источники психологических данных
  • Тема 6. Проблемы измерения в психологии
  • Тема 7. Планы исследований 1: экспериментальные планы
  • Тема 8. Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
  • Тема 9. Анализ количественных данных 1: методы проверки гипотез
  • Тема 10. Анализ количественных данных: методы поиска взаимосвязей
  • Тема 11. Качественные методы сбора и анализа данных
  • Тема 12. Смешанные исследования (mixed-method research)
  • Тема 13. Описание и публикация результатов
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * работы в формате письменного эссе + 0.5 * работы в формате письменного эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия / сост. В.М. Лейбин. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 512 с. — (Хрестоматия). - ISBN 5-318-00378-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054546
  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг, К. Г., 2001
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Константинов В. В. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-07765-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-438241
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Сарычев С. В., Логвинов И. Н. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-02913-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-v-2-ch-chast-1-444122
  • Сарычев С. В., Логвинов И. Н. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-534-02914-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-v-2-ch-chast-2-444123