• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История современной философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История современной философии» посвящен основным философским идеям, школам и направлениям мысли конца XVII— начала XXI века. Основное внимание в рамках курса уделено тем авторам и течениям философской мысли, которые имели не только академический, ограниченный кругом профессиональных знатоков и ценителей резонанс, но и оказали широкое и многоплановое влияние на духовную и культурную жизнь человечества в современную эпоху.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История современной философии» — дать общее представление об истории философии на Западе с XVII по XXI век, показать, какие философские идеи служили основой тех или иных концепций и течений культуры, оказывали идейное влияние на интеллектуальную и культурную жизнь современного мира. Развитие основных философских идей и направлений XX века — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, аналитической философии, структурализма и поструктурализма, — рассматривается в рамках курса на широком фоне социально-политического и культурного развития западного мира в XX веке. Особый акцент в рамках курса сделан на показе идейных воздействий, оказанных философскими идеями XX века на различные области современной культуры и искусства — литературу, кинематограф, театр, живопись, архитектуру.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные темы и проблемы современной западной философии, характерные для него приемы постановки философских вопросов и способы ответов на них.
  • Знать основные этапы в истории современной философии, идеи и концепции ведущих западных философов современной эпохи.
  • Интерпретировать и оценивать связи между развитием современной философии и художественными, литературными и идейными течениями в современной культуре.
  • Ориентироваться в основных философских школах, течениях и направлениях современной философии.
  • Применять полученные в рамках курса знания и компетенции для анализа и оценки происходящих в современном мире политических, культурных и интеллектуальных процессов.
  • Применять полученные в рамках курса знания и компетенции для анализа и оценки происходящих в современном мире политических, культурных и интеллектуальных процессов.
  • Уметь использовать полученные знания в исследовательской и практической деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое современная философия?
  • Рационализм в новой философии. Философия Рене Декарта.
  • Эмпиризм в новой философии. Философия Джона Локка.
  • Политическая философия модерна. Томас Гоббс.
  • Эволюция рационализма и эмпиризма в европейской философии XVII—XVIII вв.
  • Философия Просвещения. Жан-Жак Руссо.
  • Теоретическая философия Иммануила Канта.
  • Морально-практическая философия Иммануила Канта.
  • Общая характеристика философии 19 века.
  • Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
  • Герменевтика и становление гуманитарных наук.
  • Возникновение идеологии и философская мысль.
  • Общая характеристика философии первой половины ХХ века.
  • Феноменология.
  • Экзистенциализм.
  • Лингвистический поворот.
  • Маркс, Нишце, Фрейд.
  • Ранний Фуко.
  • Бахтин и Хайдеггер.
  • Поздний Фуко.
  • Рикер и герменевтика. Гадамер.
  • Мишель де Серто, Жиль Делез, Феликс Гваттари.
  • Новое осмысление сакрального.
  • Поздний Витгенштейн.
  • Вторая мировая война и трансформация европейского философского ландшафта. Послевоенная философия во Франции: экзистенциализм Ж.-П. Сартра и А. Камю.
  • Послевоенная философия в Германии.
  • Аналитическая философия языка в послевоенный период.
  • Французский структурализм 1960-х гг.
  • Постструктурализм в современной философии.
  • Новые веяния в философии конца XX в.
  • Философия конца XX — начала XXI вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модуль 1. Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах входит в итоговую оценку за модуль с весом 0.6.
  • неблокирующий Модуль 2. Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах входит в итоговую оценку за модуль с весом 0.6.
  • неблокирующий Модуль 3. Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах входит в итоговую оценку за модуль с весом 0.6.
  • неблокирующий Модуль 1. Письменная работа по лекционному материалу
    Составляет 0.4 от оценки за модуль.
  • неблокирующий Модуль 2. Письменная работа по лекционному материалу
    Составляет 0.4 от оценки за модуль.
  • неблокирующий Модуль 3. Письменная работа по лекционному материалу
    Составляет 0.4 от оценки за модуль.
  • неблокирующий Проставление оценки за 1 модуль
  • неблокирующий Проставление оценки за 2 модуль
  • неблокирующий Проставление оценки за 3 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Проставление оценки за 3 модуль + 0.3 * Проставление оценки за 2 модуль + 0.3 * Проставление оценки за 1 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Куренной, В. (2014). Интернациональный Аргумент В Философской Коммуникации Xix В. Вестник Ленинградского Государственного Университета Им. А.С. Пушкина, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15716150