• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
  • Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в период с середины XIX до конца ХХ века в западной цивилизации, причём историко-философский процесс понимается не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в европейской и американской философии середины XIX - XX вв., критически анализируют и оценивают предлагаемые решения этих проблем.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты понимают специфику европейской и американской философии середины XIX - XX вв. в сравнении с предшествующими философскими традициями.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Неогегельянство
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
  • Тема 14. Философия логического анализа
  • Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
  • Тема 16. Философия лингвистического анализа
  • Тема 13. Эмпириокритицизм
  • Тема 17. Континентальная философия после Второй мировой войны
  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
  • Тема 4. Философия жизни
  • Тема 5. Психоанализ
  • Тема 6. Неокантианство
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат 2-го модуля
    Реферат должен быть объемом 15-20 тыс. знаков и быть по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов 2-го модуля, или быть по теме, согласованной с преподавателем. Требования к оформлению реферата: (а) реферат должен содержать введение, основную часть и заключение; (б) обязательно должен быть приведен список использованной литературы с точным библиографическим описанием каждого источника; (в) обязательно должны быть оформлены сноски при цитировании с точным библиографическим описанием источника и указанием страницы; (г) возможно использование электронных ресурсов с их точным указанием; (д) реферат должен быть представлен в бумажном или в электронном виде (в формате doc или docx).
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях 2-го модуля
  • блокирующий Письменный экзамен 2-го модуля
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов 2-го модуля (первый вопрос по теоретической части курса, второй – по первоисточникам), и длится 90 минут.
  • неблокирующий Активность на семинарах 3-го модуля
  • неблокирующий Реферат 3-го модуля
    Реферат должен быть объемом 15-20 тыс. знаков и быть по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов 3-го модуля, или быть по теме, согласованной с преподавателем. Требования к оформлению реферата: (а) реферат должен содержать введение, основную часть и заключение; (б) обязательно должен быть приведен список использованной литературы с точным библиографическим описанием каждого источника; (в) обязательно должны быть оформлены сноски при цитировании с точным библиографическим описанием источника и указанием страницы; (г) возможно использование электронных ресурсов с их точным указанием; (д) реферат должен быть представлен в бумажном или в электронном виде (в формате doc или docx).
  • блокирующий Письменный экзамен 3-го модуля
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов 3-го модуля (первый вопрос по теоретической части курса, второй – по первоисточникам), и длится 90 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    по почте
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
    0.2 * Активность + 0.3 * Тесты + 0.5 * Контрольная работа
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.5 * Тесты + 0.5 * Контрольная работа
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * Тесты + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Тесты + 0.2 * Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Тесты
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Тесты + 0.5 * Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Тесты + 0.2 * Тесты + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Тесты + 0.4 * Тесты
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Тесты
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Письменный экзамен 2-го модуля + 0.2 * Реферат 2-го модуля + 0.4 * Активность на семинарских занятиях 2-го модуля
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Реферат 3-го модуля + 0.4 * Активность на семинарах 3-го модуля + 0.4 * Письменный экзамен 3-го модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западная философия XX века : учеб. пособие, Зотов, А. Ф., 1998
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511511 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Легчилин, А. А., Румянцева, Т. Г., Барковский, П. В., Лещинская, И. И., Клецкова, И. М., Бобков, И. М., & Дудчик, А. Ю. (2015). История философии : учеб.-метод. пособие / А. А. Легчилин [и др.] ; под ред. А. А. Легчилина, И. И. Лещинской. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49740EB
  • Современные философы, Пассмор, Дж., 2002
  • Сто лет философии, Пассмор, Дж., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glock, H.-J., & Hyman, J. (2017). A Companion to Wittgenstein. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444244
  • Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
  • Peter Robbins. (2019). The British Hegelians : 1875-1925. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2249345
  • Robinson, H., & Dainton, B. (2013). The Bloomsbury Companion to Analytic Philosophy. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057762
  • S. Devi. (2018). Outline of Logical Positivism. [N.p.]: EBH Publishers [India]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1934615
  • Seron, D. (2017). Brentano’s Project of Descriptive Psychology. Belgium, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7AC13C7A
  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • Wahl, R. (2018). The Bloomsbury Companion to Bertrand Russell. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1868020
  • Weinberg, J. R. (2013). An Examination of Logical Positivism. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677790
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433231 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Красиков, В. (2014). Американская Философия Классического Периода: Реализм И Прагматизм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.874C4333