• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Этнология Монголии и Тибета

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

«Этнология Монголии и Тибета» при подготовке специалистов-востоковедов традиционно входит в число важнейших дисциплин, призванных дать знания о культуре и традициях страны изучаемого языка. Основная цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с характерными чертами повседневной культуры народов современных Монголии и Тибета, а также с некоторыми важнейшими аспектами социальной и духовной жизни, образующими специфический этнический облик этих народов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение этногенеза и этнической историей народов Центральной Азии, прежде всего тибетцев и монголов.
  • Ознакомление с характерными чертами повседневной бытовой культуры монголов и тибетцев.
  • Рассмотрение важнейших аспектов социальной и духовной жизни, образующих специфический этнический облик этих народов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладение основными понятиями и категориями этнологии, ее методами, функциями.
  • Знакомство с основными этническими группами народов Центральной Азии.
  • Овладение знаниями в области социальной и политической организации монголов.
  • Получение знаний в области материальной культуры монголов, обрядов и праздников.
  • Получение знаний в области этнического состава и расселения тибетцев.
  • Овладение знаниями в области социальной культуры монголов и тибетцев.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в проблематику чтения текстов на старописьменном монгольском языке.
    Место этнологии в системе страноведческих наук. Цели и задачи курса «Этнология Монголии и Тибета». Предмет этнологии — изучение характерных черт повседневной культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический этнический облик. Основные понятия этнологической науки. Полемика вокруг понятия «этнос». Этнос как локализованная большая общность людей, консолидированная как форма активной их адаптации к условиям природной среды посредством выработанного уникального способа деятельности – культуры. Признаки этноса: наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию проживания и деятельности; наличие устойчивого самоназвания, т.е. этнонима; самосознание через противопоставление «мы — они», включающее историческую память, знание о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства и интересы. Общая культура, язык и верования как условие возникновения и сохранения этноса. Традиционные обычаи (в одежде и т.п.), язык и национальное самосознание как важнейшие признаки этноса. Теория и методология этнологической науки. Сущность, формы, функции этнологического знания. История этнологии. Источники — данные, полученные методом непосредственного наблюдения современной жизни народов. Методы исследований. Современная историография.
  • Тема 2. Народы Центральной Азии: состав, этно-лингвистическая принадлежность, ареалы расселения
    Основные группы: халха-монголы (борджигины, хотогойты, дариганга, чахары, узумчины, хорчины); ойраты (дэрбэты, хошуты, олеты, захчины, торгуты, хойты); другие группы (баоань, дунсян, дауры, барга, монгоры, моголы). Монгольские народы на территории России (буряты, калмыки). Краткий исторический экскурс в этническую историю монголов. История изучения этнологии монгольских народов.
  • Тема 3. Кочевой уклад монголов
    Определение кочевой культуры. Природа и климат Монголии. Кочевой быт. Родная земля. Хотон. Айл. Типы перекочевок: хангайская, хэнтэйская, гобийская. Меры расстояния. Топонимика. Бинарные оппозиции. Преемственность традиций. Традиционные формы хозяйственной деятельности. Кочевое скотоводство и его природно-климатическая обусловленность. Породы скота. Скот с «горячим» и «холодным» дыханием. Состав стада. Правила выпаса. Правила забоя скота. Охота (индивидуальная, облавная). Значение облавных охот как военных маневров. Правила и запреты, связанные с охотой. Рыболовство. Собирательство. Ремесла. Экономика кочевого общества. Взаимоотношения кочевников с оседлыми народами. Торговля. Причины миграций и завоеваний. Социальная и политическая организация. Семья, ее состав. Социальная структура кочевого общества. Государственность у кочевников: за и против. Теория Барфилда. Идеология кочевых государств. Жилище. Юрта как основной тип жилища и семантический центр мироздания. Устройство юрты. Ориентировка по сторонам света. Функциональное деление внутреннего пространства (мужская половина, женская половина, хоймор). Сакрализация внутреннего пространства. Порог как граница. Пространство вокруг юрты и степень его «одомашненности». Стационарные поселения и их планировка. Градостроительные традиции Центральной Азии. Монгольские города сегодня.
  • Тема 4. Обряды, праздники, пища, материальная культура монголов
    Пища. Пять видов пищи: белая (молочные продукты), красная (мясо, печень, кровь), зеленая (овощи, зелень), желтая (масло), черная (вода, чай без молока, мясной бульон без приправы). Способы приготовления мяса. Режим и культура питания. Материальная культура. Одежда традиционная и современная. Украшения. Оружие. Этикет. Подарок – отдарок. Гость и хозяин. Приветствия. Язык жестов. Трапеза. Религиозные верования и обряды. Дошаманистские представления и культы. Тотемизм. Шаманизм: трехчастный мир, мировая ось и ее воплощения (родовая гора, дерево, обо, верховный правитель), культ предков, онгоны, ритуалы на обо, ландшафтные духи, Белый старец. Тэнгрианство: отличия от шаманизма, Вечное Синее Небо, хаган как первосвященник, зависимость тэнгрианства от политических факторов. Буддизм: догматика, история проникновения в Центральную Азию, борьба с шаманизмом, монастыри, хубилганы, «народный буддизм», судьба буддизма в Монголии в ХХ в. Ритуалы и обряды. Календарные: добуддийские и буддийские. Жизненного цикла: родильные, свадебные, возрастные, похоронно-поминальные. Окказиональные: очистительные, превентивные. Магия. Гадание и предсказание будущего. Праздники. Цагаан-сар. Наадам: борьба, стрельба из лука, скачки. Сакральный и профанный смысл праздников. Народные знания и народное искусство. Традиционная медицина. Декоративно-прикладное искусство. Музыка. Игры. Календарь. Способы исчисления времени (юрта как «циферблат», исчисление по поведению тарбагана, по хозяйственной деятельности). Годовой хозяйственный цикл. 12-летний животный цикл. 60-летний цикл. Пять стихий (дерево, огонь, земля, железо, вода). Годы и дни мужские и женские, твердые и мягкие, счастливые и несчастливые. Число и цвет в монгольской культуре. Цветовая геосимволика. Сакральный белый цвет. Несчастливый черный цвет. Трансформация культуры монгольских народов в XX–XXI вв. Седентаризация кочевников. Изменения быта. Монголия на пути к рынку. Феномен реномадизации и его оценки. Перспективы монгольской кочевой культуры в условиях глобализации.
  • Тема 5. Тибетцы: состав и районы расселения, хозяйственный уклад
    Основные группы: цанба, амдова, нгари, кхамба, бутанцы, сиккимцы. Краткий исторический экскурс в этническую историю тибетцев. История изучения этнологии тибетских народов. По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типа: 1) горные оседлые земледельцы — половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение; 2) полуоседлые земледельцы-скотоводы — переходный тип, объединяющий 2 хозяйственных деятельности; 3) кочевники-скотоводы, скот — яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади). Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др. Тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной. Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии.
  • Тема 6. Различные аспекты социальной культуры. Одежда, жилище, обряды, праздники, пища
    У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции — как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм, индийская и китайская архитектура. Традиционные жилища оседлых тибетцев — довольно большие каменные или деревянные здания, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (в сельской местности), а верхний — является жилым. Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящих из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных. Тибетские кочевники-скотоводы живут в шерстяных палатках. Костюм скотовода. Традиционная мужская и женская одежда тибетцев — чуба, длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой из овечьей шкуры. Обувь — кожаные сапоги с заостренным носами. Разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки. Основу устоявшегося рациона тибетцев составляла цампа— поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью, у скотоводов преобладала мясо-молочная пища. Популярными были изделия из муки — лапша и разновидность пельменей, национальный алкогольный напиток — ячменное пиво. У тибетцев развилось своеобразное изобразительное искусство, тесно связанное с буддистской традицией. Тибетская народная медицина. На основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составлена обобщенная книга по лечению «Четыре Тантры Лечения». Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической — применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства — ок. 40 видов животных и ок. 50 минералов. Национальные обычаи и обряды. Летосчисление ведется по лунному календарю. По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун), праздники купания, урожая. Во время различных праздников тибетцы устраивают соревнования по национальным видам спорта — лошадиные и ячьи скачки, стрельба из лука, традиционная кулачная борьба.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Экзамен + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ориентализм : западные концепции Востока, Саид, Э. В., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kapstein, M. (2000). The Tibetan Assimilation of Buddhism : Conversion, Contestation, and Memory. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=150126
  • Tibet, Tartary and Mongolia : their social and political condition, and the religion of Boodh, as there existing, Prinsep, H. T., 2011