• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Античная мифология

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса является совокупность древнегреческих и римских мифологических представлений и культовых практик в том виде, в котором они отразились в разнообразных античных исторических и литературных источниках. Цель курса — дать студентам представление о специфике взаимодействия античной мифологии и религии с различными литературными жанрами, т.к. мифологический материал являлся постоянным источником тем, сюжетов, сравнений для древних писателей. Методологической основой курса является историко-филологический метод с упором на анализ документов и памятников эпохи. Рассматриваются проблемы общей теории мифа, генезис теории мифа в самой греческой мысли и культуре, специфика взаимоотношения и взаимоформирования греческой мифологии и поэзии, так и проблемы зарождения и бытования литературных жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • – дать представление о специфике и границах предмета и основных этапах ее;
  • – определить место изучения античной мифологии в ряду смежных гуманитарных дисциплин;
  • – показать лингвистические, источниковедческие, историко-литературные составляющие;
  • – описать множество различных подлежащих исследованию изучающих античную мифологию памятников и наметить основные принципы и возможности их анализа;
  • – познакомить студентов с основными справочными источниками по античной мифологии, показать первичные навыки профессионального поиска.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • перечислять основные даты, названия, имена, термины в области античной мифологии;
  • уметь разносторонне представлять мифологические образы и сюжеты различных категорий и понимать типичные научные проблемы, с ними связанные;
  • уметь устно и письменно излагать базовые знания по античной мифологии и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию о профессиональных проблемах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие мифа
    Рационалистический переворот VI в. до Р.Х. и возникновение современного понятия «миф». Μῦθος, λόγος и ἔπος. Μῦθος и μῦθος τοῦ Αἰσώπου: миф и эзоповская басня. Анонимность и географическая неопределенность персонажей басни; ономастическая, генеалогическая и географическая определенность персонажа мифа. Мир мифа и мир басни. Мировые эпохи в изображении мифа и басни. Граница между мифологическим и историческим временем: мировая катастрофа, потоп, превращение, последняя война, исчезновение рода. Мировая катастрофа и метаморфоза. Мифологическая эпоха в прошлом и в будущем. Тотемизм и не-хронологическая граница исторического и мифологического. Интепретации мифа в древнее и новое время. Аллегоризм и эвгемеризм. Теории времен «мифологического бума» и объективно-исторический подход к античной мифологии.
  • Мифы греческих городов и Рима
    Схема греческого религиозно-мифологического союза в «Каталоге кораблей». Беотия: культ Афины Итонии и происхождение беотийцев. Фиванский цикл, Кадм и его потомство, Геракл как фиванец, Эдип и войны с Аргосом. Геликон и Киферон. Мифы Орхомена, Танагры, Феспий. Святилище Трофония. Фокида: дельфийские культ и миф. Мифы других фокейских городов. Локрида: северный склон Парнаса и Девкалион. Аякс Оилид. Эвбея: Эхалия и гибель Геракла. Священный брак на Охе. Навплий и пиратство. Аттика: культы Афины, Гефеста и Посейдона. Цари-автохтоны. Фармаки и мифы о них. Семья Пандиона и орнитогония. Цикл Тесея. Культы Браврона, Оропа и Рамнунта. Афины как исходная точка ионийской колонизации. Элевсинские мистерии и мифы Элевсина. Эгина и Саламин: Эак и его потомство. Мирмидоны. Аякс Теламонид. Аргос, Микены, Тиринф: центр Греции микенского периода, обширнейшая мифологическая традиция, длиннейшая мифологическая генеалогия. Культ Геры, ее жрицы и двойники. Фороней и Ио. Цикл Данаид. Персей и его потомство. Дочери Прета и потомство Мелампода. Войны с Фивами. Семейное проклятие Пелопидов. Возвращение Гераклидов. Мифы других городов Арголиды. Коринф, Мегары, Сикион: потомство Гелиоса. Цикл Сизифа. Беллерофонт и Пегас. Спарта и Мессения: культы Аполлона и Артемиды. Гиакинф и Гиакинфии. Близнечный миф, Диоскуры и Афариды. Сватовство к Елене. Аркадия: желуди и луна. Ликаон и культ Зевса Ликейского. Охотничья мифология: Аталанта, Телеф, эриманфский вепрь, стимфалийские птицы, керинейская лань. Культ Гермеса на Киллене. Элида: олимпийский культ и его мифология; Пелопс. Культ Гелиоса, Авгий и Молиониды. Культ Аида, Пилос и Нестор. Острова Ионийского моря: телебои, Одиссей и проклятие Алкмеона. Этолия: цикл Мелеагра и калидонской охоты. Дионис, Ойней и Тидей. Фессалия как конгломерат областей. Олимп и Офрис: титаномахия на фессалийской равнине. Трахина: Кеик и Геракл. Фтия: Пелей и Ахилл. Феры: Адмет и Алкеста. Иолк: Ясон и плавание аргонавтов. Пелион и цикл Хирона. Тиро и Фессалия как прародина эолийцев. Эпир: додонский культ. Крит: культ Зевса. Европа и ее дети. Талассократия и критские мифы на других островах архипелага. Родос: культ Гелиоса и Афины Линдийской. Тельхины, Гелиады, Алфемен и Тлеполем. Мифы и культы других островов архипелага и греческих колоний. Дионис на Наксосе, Аполлон на Делосе, Гера на Самосе, самофракийские мистерии. Римский пантеон в доэллинизированном состоянии и его эллинизация. Капитолийская триада. Специфически римские божества. Римская историческая легенда как коррелят греческого героического мифа. Ромул и Нума; легенды периода царей. Восточные культы в греко-римском культурном пространстве: Сабазий, Исида, Митра. Прозелитизм и христианство. Интеграция древних культов и ритуалов в церковную традицию.
  • Специфика античной мифологии и религии
    Смертное и бессмертное: боги и герои. Di superi и di inferi; фундаментальная граница в системе античного ритуала. Его общие черты. Культовое место и географическая координата мифа. Гомеровская концепция олимпийского бога и представления других народов (в частности, римлян) о сверхъестественных существах. Генезис гомеровской концепции божества и ее следствия в истории греческой, христианской, европейской мысли. Общегреческие боги эпоса и адресаты местных культов. Гомеровское божество и персонификация; переводимость имени бога. Гомеровское божество и божественное в греческой философии. Theologia tripertita стоиков и Варрона: «боги поэтов, боги городов и боги философов». Греческий герой: соединение адресата культа предков (ἥρως = lar) с персонажами героического эпоса (ἥρως = heros). Исторические корни эпоса и героического мифа. Могила героя как центр его культа. Гомеровская концепция смертных героев и ее позднейшие ревизии. Исследование мифологией вопроса о границе между божественным и героическим: Дионис, Геракл, Асклепий, Диоскуры. Генеалогическая система героев, греческая аристократия и система греческих племен. Потомки Прометея и Девкалиона как собственно эллины. Потомство Инаха и Форонея как микенцы. Гераклиды и дорийцы. Другие генеалогии. Этимология имен героев. Основные группы источников по греческой мифологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Дистанционный экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    На семинарах студенты на основании выполненного домашнего задания работают с источниками и литературой, обсуждают темы, предложенные преподавателем, а также, по усмотрению преподавателя, выступают с докладами и презентациями. Студент должен демонстрировать усвоение материала лекций, тщательность подготовки домашнего задания, активность участия в общей дискуссии, умение критически интерпретировать памятники и научную литературу, умение излагать собственное мнение и вести дискуссию о проблемах изучения античной мифологии. Оценка выставляется за каждый семинар. Коллоквиумы проводятся в устном виде после освоения каждого раздела курса. Содержания задания для коллоквиума определяется преподавателем. Максимальная оценка – 10 баллов – выставляется в случае, если студент дал исчерпывающий ответ на вопросы; не сделал ни одной фактической и логической ошибки; формулировал свои мысли грамотно с точки зрения русского языка и адекватно употреблял специальные понятия и термины; проявил способность критического подхода к анализу источников и историографии по темам вопроса. Форма итогового контроля – экзамен. Экзамен проводится в форме устного или письменного ответа по билету. Каждый экзаменационный билет включает два вопроса по разным разделам курса. Максимальная оценка – 10 баллов – выставляется в случае, если студент дал исчерпывающий ответ на все вопросы билета; не сделал ни одной фактической и логической ошибки; формулировал свои мысли грамотно с точки зрения русского языка и адекватно употреблял специальные понятия и термины; проявил способность критического подхода к анализу источников и историографии по темам вопроса. В случае неполного устного ответа на вопрос билета преподаватель может задать студенту уточняющие вопросы. Минимальная оценка – 0 баллов – выставляется в случае отказа студента от ответа на вопросы билета. Письменный экзамен проводится в течение 80 минут. На подготовку к устному ответу по билету студенту дается 30 минут. На экзамене разрешено пользоваться только пишущими предметами. Время ответа по билету – 10 минут. По усмотрению преподавателей дисциплины, студент, заработавший высокую накопленную оценку за работу в течение 2 модулей курса, может быть освобожден от экзамена. Блокирующие элементы не предусмотрены. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается по формуле: Онакопл = 0,5* Осем. + 0,5*Околл где Отекущ. — средняя арифметическая оценка за работу на семинарах, Околл — средняя арифметическая оценка за коллоквиумы. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5*·Оэкз где Онакопл — накопленная оценка, Оэкз — оценка за экзамен. Способ округления накопленной и результирующей оценок – арифметический. 0,5(0) балла округляется в пользу студента.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Herter, H. (1951). 721-724 [Rezension] Nilsson, Martin P., Geschichte der griechischen Religion; Bd. 2: Die hellenistische und römische Zeit. Herter, Hans: Theologische Literaturzeitung: Monatsschrift Für Das Gesamte Gebiet Der Theologie Und Religionswissenschaft. 76 1951. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdzs&AN=edsdzs.urn.nbn.de.bsz.21.dt.20945.log00458
  • Herter, H. (1962). 583-585 [Rezension] Nilsson, Martin P., Geschichte der griechischen Religion ; Bd. 1: Die Religion Griechenlands bis auf die griechische Weltherrschaft. Herter, Hans: Theologische Literaturzeitung: Monatsschrift Für Das Gesamte Gebiet Der Theologie Und Religionswissenschaft. 87 1962. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdzs&AN=edsdzs.urn.nbn.de.bsz.21.dt.21068.log00472
  • Mackendrick, P. (1971). G. S. Kirk. Myth: Its Meaning and Functions in Ancient and Other Cultures. (Sather Classical Lectures, Volume 40.) Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 1970. Pp. xii, 299. $7.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E24F55DB