• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Письменности мира"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Литвинцева Кристина Викторовна, Романова Ксения Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Целями научно-исследовательского семинара "Письменности мира" являются: выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменных культурах народов мира и усвоение ими основных понятий палеографии, шрифтового дизайна, каллиграфии и графоматики; формирование у студентов умений и практических навыков определения типов письма разных народов мира, а для латинской и кириллической письменностей еще и знание их особенностей в разные этапы их исторического развития; усвоение студентами основных принципов лингвистического, палеографического, типографского и каллиграфического анализа графического знака; развитие у студентов кросскультурного исследования древних источников разных письменных культур, а также сопоставление с современными культурами письменности; приобретение студентами навыками письма некоторых исторических типов латинского, кириллического письма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины - дать студентам-лингвистам представление о разнообразии письменностей мира; научить их ориентироваться в типах и видах мировой письменности, а также в задачах и методах изучения письменностей мира, помочь овладеть основными методами лингвистических подходов к изучению письменности. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Теория языка, Компьютерная лингвистика, Проектирование лингвистических систем и компонентов, Типологические и теоретические подходы к словообразованию, Языковое разнообразие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает общую проблематику письменности как явления. Может развернуто ответить на вопросы о природе письменности, его функциях, методах лингвистического исследования и т. п.
  • Владеет основными терминами и понятиями письменности, может отличать фонетические, иероглифические, слоговые алфавиты.
  • Понимает принципы создания, появления алфавитов, принципы шифровки и дешифровки, письменности для незрячих людей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные термины и понятия
    Определение понятий системы письма, орфографии, эрратива, графемы, глифа, аллографии, омофонии, омографии, нейтрализации графем, диграфа, лигатуры, дукта, апроша, антиквы, гротеска и связанной графемы. Приводится типология письменностей мира.
  • Фонетическое письмо, иероглифическое и слоговое письмо.
    1. Греческое письмо Рассматривается греческое письмо, его становление и развитие, древние памятники. Рассматриваются формы букв, встречаемые в разных греческих полисах, направление письма и другие структурные особенности. Раздел 3. Латинское письмо 2. Рассматривается латинское письмо, его становление и развитие, древние памятники. Гипотизы происхождения латинского письма. Разные начертания: квадратное капитальное письмо, рустика, унциал, варварские письменности, каролингский минускул, готика, гуманистический минускул, кончелареска, коперплэйт. Возникновение книгопечатания, типографские шрифты. 3. Кириллическое письмо Гипотезы происхождения кириллицы. Глаголица. Древние памятники. Устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт, реформа 1917 года. 4. Грузинское и армянское письмо Гипотезы происхождения, становления и развития грузинского и армянского алфавитов. Каллиграфические варианты. 5. Семитское письмо Происхождение, становление и развитие семитских алфавитов. Каллиграфические варианты. Южносемитское и берберское письмо. Происхождение, становление и развитие письменности Эфиопии, Эретрии и Мали. 6. Индийские системы письма Происхождение, становление и разнообразие индийских систем письма. Каллиграфические варианты. 7. Китайское письмо Происхождение, становление и развитие китайского письма. Каллиграфические варианты. 8. Хангыль, японское письмо Происхождение, становление и развитие корейского и японского письма. Каллиграфические варианты.
  • Тактильные алфавиты, криптография, бесписьменные языки.
    1. Тактильные алфавиты Происхождение, становление и развитие тактильных алфавитов. 2. Бесписьменные языки Разработка письменностей для бесписьменных языков. 3. Прочие системы письменности, дешифровка. Обзор прочих систем письма мира. Криптография и лингвистика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-тесты
    в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки
  • неблокирующий письменная работа в соответствии с выбранным билетом.
    Для сдачи экзамена студенты будут поделены на две группы. Каждому студенту предоставляется примерно по десять минут для ответа. Таблица для записи очерёдности и разбиение по группам будет опубликована перед экзаменом. Экзамен будет проходить в формате видеосвязи на платформах MS-Teams (://teams.microsoft.com/l/channel/19%3acab5861e6f324893a1c065a7e8257b17%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=21aa899d-c8e3-42a4-9b9d-1a6c0573f0cf&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f) и Zoom (https://zoom.us/j/3047363484?pwd=K29DNGIwUzUwWkFLTDNBSk5OMzJlQT09, Meeting ID: 304 736 3484), группа будет поделена на две части. Камера и микрофон сдающего должны быть включены в течение всего времени сдачи. Во время экзамена будет идти видеозапись. Несколько раз за время ответа экзаменатор будет просить экзаменуемого включить демонстрацию своего экрана. Студент не должен отвлекаться и не должен прибегать ни к какой посторонней помощи, в том числе не должен обращаться к конспектам и презентациям. Такое поведение будет приравниваться к списыванию и иметь соответствующие последствия. В случае кратковременного нарушения связи (быстрого переподключения— переподключения в течение минуты-трёх) студенту предлагается продолжить сдачу экзамена, с сохранением текущего прогресса, но продолжить с нового (заменённого) вопроса. Если же быстрое переподключение оказывается невозможным, студенту предлагается возобновить сдачу экзамена после основного времени приёма, без сохранения прогресса и с нового цикла выбора вопросов для первой части, и сохранением прогресса и с выбором нового вопроса для второй. Под рукой стоит держать средства для письма (бумага, ручка), они понадобятся для иллюстрирования некоторых ваших ответов. Пересдача может проводиться в установленное для этого время по тем же принципам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * мини-тесты + 0.4 * письменная работа в соответствии с выбранным билетом.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бодуэн де Куртенэ И. А. - ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с. - ISBN: 978-5-534-11836-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschee-yazykoznanie-izbrannye-trudy-446853
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011