• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в антиковедение и античное источниковедение

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса являются базовые сведения о науке о классической древности, её предмете, источниках, методах и составляющих областей знания. Цель курса — дать студентам начальное представление о том, какие способами доступна информация о ней, о том, какими способами исследуется эпоха Античность, как эти способы исторически формировались и в какое множество связанных друг с другом дисциплин вылились. Отдельной составляющей курса является демонстрация различных современных подходов к античному материалу, в том числе и основанных на передовых информационных технологиях. Курс тесно взаимосвязан с последующими курсами по античной истории и литературе, с изучением классических языков, и является основой практически для всех дальнейших профессиональных курсов классико-филологического цикла. Особое внимание уделяется таким областям культуры, которые не охвачены дальнейшими курсами (например, история античной науки и ее основные памятники).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам базовое представление о различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности;
  • Дать студентам базовое представление о различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности;
  • Дать студентам базовое представление об основополагающих принципах работы с историческими источниками различных видов и о критическом отношении к ним;
  • Дать студентам базовое представление об исторических сочинениях греческих и римских авторов, обстоятельствах создания этих сочинений, авторских замыслах и концепциях исторического развития, отраженных в трудах античных историков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усвоение понятий «античность» и «антиковедение», определение их первоначального содержания, их развитие в процессе становления академической науки.
  • знать типы и виды источников по истории античного мира; специфику источников по истории античного мира; концепции исторического развития, представленные в сочинениях античных авторов;
  • уметь работать со всеми видами источников по истории античного мира; воспринимать античные нарративные источники как историко-культурное целое; анализировать сведения, содержащиеся в сочинениях античных авторов; восстанавливать на их основе реалии соответствующей эпохи;
  • владеть: методом источниковедческого анализа и синтеза; навыками представления результатов научных исследований в области античного источниковедения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Возникновение, развитие и содержание понятий «античность» и «антиковедение» в европейской науке Нового времени.
    Влияние античных идей и традиций на политическое и религиозное и правовое мышление народов Западной Европы. Место изучения истории классической древности и древних языков в системе европейского образования.
  • Тема 2. Античность в творчестве европейских гуманистов XIV – XVI вв.
    Прослеживается процесс становления антиковедения как гуманитарной дисциплины: интерес к античности в эпоху Возрождения; начало изучения рукописей античных авторов; интерес к вещественным памятникам и надписям: Кириако из Анконы (XV в.) и его «Комментарий к древним вещам». Интерес к античной истории у Ф. Петрарки и Дж. Бокаччо. Появление научного направления гуманистической историографии. Флавио Бьондо и антикварное направление в историографии. Лоренцо Валла и начало критического изучения источников. Античная история как руководство для политиков в трудах Макиавелли. Роль книгопечатания в работе с текстами античных авторов и распространении знаний об античности. Деятельность Эразма Роттердамского по организации колледжей с изучением древних языков. Появление грамматик древних языков (Иоганн Рейхлин). Лейденский университет – центр по критическому изданию текстов античных авторов. Преподавание античности в Оксфордском и Кембриджском университетах. Античные мотивы в творчестве В. Шекспира.
  • Тема 3.Систематизвация античного наследия в XVII – первой четверти XVIII в. «Антиквары» и «эрудиты»
    Кардинал Ришелье и французская Академия (1685 г.). Кольбер и основание Академии надписей и медалей (Академия надписей и изящных искусств). Археологические открытия и сравнительная оценка литературной традиции (Франческо Бьянкини). Деятельность отца и сына Скалигеров. Появление научной эпиграфики. Изучение хронологии истории античного мира. Роль орденов (иезуитов, бенедектинцев, янсенистов) в изучении античных памятников. Луи де Тиллемон и его «История императоров и других правителей ...»; Жак Боссюэ. Идеи античных мыслителей у авторов времен Английской революции (Мильтон, Гоббс, Гаррингтон). Англия как центр классической филологии. Деятельность Р. Бентли. Рождение скептического отношения к истории (Пьер Бейль и Филипп Клювер). Якоб Перизоний. Зарождение антиковедения как научной дисциплины. Джанбаттиста Вико и его идея исторического развития. Истоки научной критики легендарной римской традиции. Судьба научного наследия Вико в Европе XIX в.
  • Тема 4. Антиковедение в эпоху Просвещения
    Раскопки в Геркулануме и Помпеях. Изучение памятников Этрурии (Томас Демпстер), создание Этрусской академии. «Общество дилетантов» и изучение памятников греческого искусства. Начало раскопок в Афинах. Издание памятников искусства (Бернар де Монфокон). Теоретические и методологические искания французских просветителей (Шарль Монтескье). Рационализм и скептицизм Ф. Вольтера и его взгляды на историю раннего христианства. Теория «естественного права» Ж.-Ж. Руссо. Состояние научного изучения античной истории в «История Рима» Ш. Роллена.
  • Тема 5. Развитие скептического направления в антиковедении
    Луи де Бофор «Рассуждения о недостоверности первых пяти веков римской истории». Новое Возрождение античности в Германии. И. Винкельман «История искусств древности» и Лессинг. Связь образования с античностью. А. Вольф и его деятельность по пропаганде античной культуры. Восприятие идей Мотескье и Вольтера Эд. Гиббоном и их обоснование в труде «История упадка и разрушения римской империи».
  • Тема 6. Антиковедение в России
    Академия наук – центр русского антиковедения в XVIII в. Исследовательская деятельность Г. Байера. Антиох Кантемир и его переводы античных авторов. Античная история в творчестве В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Рост интереса к античности в царствование Екатерины II. Начало изучения Северного Причерноморья. Античные писатели-моралисты в русской культуре второй половины XVIII в. Античность в творчестве А.Н. Радищева. Переводы античных авторов во второй половине XVIII в.
  • Тема 7. Теоретические вопросы источниковедения истории Древней Греции и Рима. Понятие об источнике.
    Источниковедение как особый метод познания реального мира. Источник как явление культуры и реальный объект познания. Критика и интерпретация источника как исследовательская проблема. Исторический факт и исторический источник. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Структура источниковедческого исследования.
  • Тема 8. Типы и виды источников по истории античного мира.
    Классификация исторических источников. Первоисточник и вторичный источник. Виды источников по истории античного мира. Памятники материальной культуры. Основные археологические ком¬плексы. Нумизматический материал. Письменные источники. Документаль¬ные источники: юридические документы, надписи, папирусы. Нарративные источники: сочинения историков, литературные произведения, философские трактаты. Особенности античных истори¬ческих сочинений: размышление о труде историка, агонистическое начало, обращение к государственным документам, речи, место природы в историческом описании, интерес к экономическим и социальным явлениям. Приемы источниковедческого анализа литературных произведений.
  • Тема 9. Исторические сочинения. Логографы и Геродот.
    Зарождение исторической мысли в Греции. Логографы и их подход к описанию прошлого. «Землеописание» Гекатея Милетского – соединение истории и географии, «Генеалогии» – попытка рационалистического истолкования мифов. Кадм из Милета. Аттидографы – авторы сочинений по истории Аттики. Гелланик Митиленский и его «Аттида». Геродот. Сходство его сочинения с логографами и отличия от них: историчность, единство главной темы, философия истории. Мировоззрение Геродота и его политические симпатии. Источники Геродо¬та и его отношение к ним. Композиция и стиль «Истории» Геродота. Отношение к «Истории» Геродота в современ¬ных источниковедческих исследованиях.
  • Тема 10. Фукидид и его сочинение.
    Военная и государственная карьера Фукидида. Тема и методологи-ческая установка Фукидида. Политические воззрения историка. Источни¬ки сочинения Фукидида. Открытие приемов исторической критики. Ин¬терес к документам. Использование их в «Истории» Фукидида. Метод об¬ратного заключения. Представление о постепенном развитии человечес¬кого общества. Речи и их роль в сочинении Фукидида. Отношение к труду Фукидида как к историческому источнику в современных исторических исследованиях.
  • Тема 11. Ксенофонт и его сочинения.
    Жизнь и деятельность Ксенофонта. Классификация его сочинений: исторические сочинения, философский диалог, специальные наставления, политические трактаты. Жанровое своеобразие произведений Ксенофонта. Их ценность как исто¬рического источника. Оценка наследия Ксенофонта в древности и в трудах современных исследователей. Псевдо-Ксенофонт и его «Афинская полития».
  • Тема 12. Историки V – IV вв. до н.э., сочинения которых сохранились в отрывках.
    Кратипп – продолжатель «Истории» Фукидида. «История Персии» Ктесия. Появление мемуарной литературы: Ион Хиосский «Воспоминания», Стесимброт Фасосский – памфлеты о лидерах афинской демократии. Появление «кабинетной» истории: Эфор «Всеобщая история Греции». Феопомп и его сочи¬нения, его интерес к нравственным качествам исторических деятелей. Си¬цилийские историки: Антиох Сиракузский, Филист, Тимей.
  • Тема 13. Историки эллинистического и римского времени. Полибий
    Феофраст. Жанровая принадлежность «Характеров». Эратосфен. Со-здание исторической хронологии как научной дисциплины. Полибий и его «Всеобщая история». Универсальный характер «Исто-рии» Полибия. Создание прагматической истории. Главная тема сочинения. Политический идеал Полибия. Ис¬точники «Истории» Полибия. Важность политического и военного опыта для историка. Использование документов в тексте труда Полибия. Полибий в современной источниковедческой литературе. Посидоний. Всемирная история в трудах Николая Дамасского.
  • Компиляции и их значение как исторических источников
    «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского. Историко-фило-софское содержание введения к «Исторической библиотеке». Хронология всемирной истории у Диодора. Источники сочинения Диодора. Причина появления многочислен¬ных ссылок в сочинениях поздних историков. «География» Страбона: жанр сочинения, его композиция, способы введения материала в текст. Источники Страбона: приемы и методы от¬бора источников, их оценка, степень их переработки. Павсаний и его «Описание Эллады». Проблема авторского начала в компилятивных со¬чинениях.
  • Формирование римской исторической традиции и проблема ее достоверности.
    Консульские и триумфальные фасты. Анналы понтификов и других жреческих коллегий. Проблема «Annales maximi». Появление исторических со¬чинений в форме анналистики. Три поколения анналистов. Общие установ¬ки историков-анналистов. История и ораторское искусство. Появление жанра исторической монографии (Целий Антипатр). Ме-муарная литература (Эмилий Скавр, Рутилий Руф).
  • Тит Ливий и его сочинение.
    Ливий и римские анналисты. Проблема достоверности сочинения Ливия в современной источниковедческой литературе. Критика и гипер-критика ливианской традиции. Теория «единого источника». «Римский миф» в сочинении Ливия. Речи в «Истории» и стиль Ливия. Археологичес-кое изучение Италии и современное отношение к труду Ливия.
  • Историография I в. до н.э.
    Современная история: Л. Корнелий Сизенна, Л. Лукцей, Азиний Пол-лион. Гай Саллюстий Крисп и его сочинения. Политическая позиция Саллюстия. Композиция сочинений. Морализм и психологизм Саллюстия. Место Саллюстия в античной историографии. Оценка сочинений Саллюстия в со¬временной источниковедческой литературе. Всемирная история: Корнелий Непот. Помпеи Трог. Цицерон как историк: его взгляды на историю, использование приме-ров из греческой и римской истории. Сочинения Цицерона как историчес-кий источник.
  • Антикварное направление в римской историографии.
    Причины появления антикварных исследований в Риме. Луций Элий Стилон. М. Теренций Варрон и его сочинения. Тит Помпоний Аттик. Опи-сание древних обычаев, обрядов, исследование хронологии. Методика ра-боты антикваров. Антиквары в оценке современников. Важность подоб¬ных сочинений как исторических источников.
  • Исторические сочинения эпохи Римской империи.
    Основные направления в историографии принципата. Веллей Патеркул. Тацит и его сочинения. Значение и функции прологов. Источники со¬чинений Тацита. Проблема критики Тацита в современной источниковед¬ческой литературе. Дион Кассий. Поздняя римская историография. Аммиан Марцеллин и традиции римской историографии. Жанровое своеобразие его сочинения. Источники сочинения Аммиана. Появление эпитом. Анней Флор. Луций Ампелий. Евтропий. Фест.
  • Ораторская проза как исторический источник. Греческие ораторы.
    Расцвет ораторского искусства в Греции. Виды красноречия: политическое, судебное, торжественное. Канонический список ораторов. Лисий – представитель судебного красноречия. Речи Лисия как источник по истории повседневной жизни афинского общества. Исократ и его торжественные речи. Демосфен и политическое красноречие.
  • Римские ораторы.
    Развитие красноречия в Риме до Цицерона. Антоний, Лициний Красс, Гортензий. Цицерон, его речи и риторические сочинения; использование в них исторических примеров. Ораторское искусство в Римской империи.
  • Философско-политические сочинения как исторический источник. Сочинения греческих авторов.
    Диалоги Платона как источник по античной социально-политической утопии. Учение о государстве и его формах в «Политике». Аристотеля. «Политика» как источник по истории государственных форм в эллинистическом мире. «Афинская полития» – трактат о развитии афинского государственного строя. Синтез правовой практики и философского осмысления права в трактатах Аристотеля.
  • Политические трактаты Цицерона.
    Учение Цицерона о государстве и праве. Источники произведений Цицерона. Греческая философско-политическая мысль в трактатах Цице-рона.
  • Биография как форма исторических сочинений.
    Основные направления в развитии биографического жанра. Перипатетики и александрийцы. История и мораль в биографиях Плутарха. Источники биографий Плутарха и его отношение к ним. Становление биографического жанра в Риме. Особенность римской биографии. Корнелий Непот. Квинт Курций Руф. «Жизнеописание Агриколы» Тацита – соединение биографии и истории. Развитие александрийс¬кой биографической традиции на римской почве. «Жизнеописания двенад¬цати цезарей» Светония.
  • Автобиографии.
    Воспоминания государственных деятелей, основанные на греческой литературной модели (Сципион Старший, Катон Цензор). Комментарии, дневниковые записи (Сулла, Цицерон, Цезарь). Автобиографические сю-жеты в сочинениях Цицерона. Развитие автобиографии в эпоху империи. «Деяния Божественного Августа». «Апология» Апулея.
  • Римская правовая традиция.
    «Царские законы». Законы XII таблиц. Источники права. Римские юристы и их сочинения. Кодификации Грегориана и Феодосия. «Corpus juris civilis»: его структура и значение как исторического источника.
  • Юридические источники. Греческая правовая традиция.
    Фрагменты греческих законов архаического и классического перио-дов. Аристотель и греческая правовая традиция.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grintser, N. (Гринцер, Н. ., & Shumilin, M. (Шумилин, М. . (2015). Antiquity in the Modern Times. Homeric Question[Антиковедение В Новое Время. Гомеровский Вопрос]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.mn71
  • Античная историческая мысль и историография : практикум - хрестоматия, , 2008
  • Древний Рим : учеб. пособие для вузов, Буданова, В. П., 2006
  • Источниковедение : теория, история, метод. Источники российской истории : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 1998
  • Политика, Аристотель, ., 2005