• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и история литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе студенты рассматривают актуальные теоретические направления современного литературоведения и знакомятся с различными типами интерпретаций рассматриваемых литературных произведений, а также учатся понимать художественную и гуманистическую ценность классической и современной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории литературы нового времени; Раскрытие специфики теории литературы и истории литературы как гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь определять основные этапы и периоды в истории литературы
  • Уметь анализировать литературу как социальный институт. Знать ведущие теоретические концепции классического и современного литературоведения.
  • Уметь анализировать основы теоретического и историко-культурного анализа литературного произведения.
  • Понимать художественную и гуманистическую ценность классической и современной литературы.
  • Знать понятия классики и функции «классического» в культуре.
  • Уметь анализировать роман как «буржуазную эпопею Нового времени».
  • Уметь ориентироваться в современных теориях и подходах к изучению литературы.
  • Знать ведущие теоретические концепции классического и современного литературоведения.
  • Знать основы теоретического и историко-культурного анализа произведения искусства.
  • Уметь использовать научную литературу, интернет-ресурсы и приобретенные знания для всестороннего анализа и комментирования текстов, предлагаемых к прочтению на практических занятиях курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература и литературность.
    Исторический характер понятия литература. Теория литературы и теория истории литературы. Историческая поэтика. Внешние границы литературы. Литературный факт (Ю. Н. Тынянов). «Не литература, а литературность» (Р. Якобсон). Поэтическая функция высказывания. «Искусство как прием» (В. Б. Шкловский). Внутренние границы литературы. Литературные роды и жанры. Жанровый канон. Классификация Аристотеля («Поэтика»). Жанр и высказывание (М.Бахтин «Проблема речевых жанров»). Жанр и модальность (Н. Фрай, Ж. Женетт).
  • Литература как социальный институт.
    Место, роль и формы литературы в культуре Нового времени. Понятие литературного поля (П.Бурдье). Автор, персонаж и читатель. Интеллектуалы и власть. Интеллектуалы и рынок. Книгопечатание и рождение массовой литературы. Литературная политика. Литература и власть. Писательские организации и писательские премии.
  • История чтения.
    От сказительских практик к бумажной книге. Чтение как переписывание и толкование. От рукописной книги к печатной. Чтение вслух и чтение «про себя». «Читательская» революция XVIII века и рождение массового читателя.
  • История авторства.
    Авторское право. Литература и биография. Личная и социальная биография писателя. Литературный аспект биографии писателя. (Авто)биографический миф. Автор и лирический герой. Биография художника в истории культуры. Понятие «творческой лаборатории» писателя. Феномен библиотеки писателя.
  • Понятие классики и функции «классического» в культуре.
    Литературная классика. Канон национальных литератур. Литература и мода. Культ писателя. Культовая литература. Литература: жизнь после жизни (иллюстрации, литературная классика в театре и кино, пересказы, фанфики и др.).
  • Роман как «буржуазная эпопея Нового времени».
    Эпос и роман. Рождение романа из духа смеха. Роман и новелла. Роман и комедия. Романный герой и романный сюжет. Время и пространство в романе. Основные этапы развития жанра романа. Романизация литературных жанров Нового времени.
  • Реальность, реалистичность, реализм.
    Понятие мимесиса. «Эффект реальности» (Р.Барт). Культурная функция реализма XIX века. Натурализм и реализм. Роман XIX века: Бальзак, Стендаль, Флобер, Гонкуры, Золя. Русский реалистический роман: Достоевского и Льва Толстого.
  • Понятие о литературном модернизме.
    История термина в зарубежной и русской научной традициях, философский и социокультурный контекст, проблематика. Принципы повествовательной прозы реализма и модернизма. Специфика модернистского художественного языка. «Многосубъектное повествование». «Поток сознания» (М.Пруст, Дж.Джойс, Кафка). Автоматическое письмо (А.Бретон), «новый роман» (М.Бютор, А.Роб- Грийе, Н.Саррот). Монтажный стиль . Нестилевое слово Э.Хемингуэя. «Скандальный нарратив» Г.Миллера и Ч.Буковски. Мифологизм в литературе ХХ в.
  • Проблема абсурда в литературе.
    Ирония и абсурд. Понятие абсурда в античной культуре. Абсурд как хаос. Абсурд в философии экзистенциализма. С.Кьеркегор («Понятие иронии»). А.Камю («Миф о Сизифе»). Абсурд в литературе Нового времени. «Превращение» Кафки и проблема абсурда.
  • Страшное и ужасное в литературном тексте.
    Аристотель о страхе и катарсисе. «Понятие страха» С.Кьеркегора. Поэтика ужаса, разновидности страшного и ужасного. Готический роман. Двойничество. Страх и ужас в литературных мирах Эдгара Аллана По и Амброза Бирса. «Кошмары визионеров» (Т. де Квинси, Шарль Бодлер). Г. Ф. Лавкрафт как родоначальник жанра хоррора. Страх неизведанного, «космические ужасы». Хоррор-панк. Survival-horror. Эффект саспенса в литературе и кино. Триллер и фильм ужасов.
  • Массовая культура и «формульная» литература.
    Теория Дж. Кавелти. Жанры/формулы и поэтика литературы рубежа ХХ-ХХI вв. Мелодрама, детектив, вестерн. Фантастика и утопия. Кино и литература.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Прозоров В.В., Елина Е.Г. - Введение в литературоведение - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-1113-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2646
  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591