• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Введение в индоевропеистику"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель НИС «Введение в индоевропеистику» – познакомить студентов с теорией и практикой исторической лингвистики на примере самой изученной в сравнительно-историческом плане языковой семьи мира – индоевропейской. В НИС рассматриваются основные вопросы реконструкции праиндоевропейской фонологии и морфологии и их развития в языках-потомках. На примере индоевропейских языков студенты познакомятся с ключевыми понятиями компаративистики: регулярными фонетическими соответствиями, пропорциональной аналогией, парадигматическим выравниванием; освоят методики внешнего сравнения и внутренней реконструкции. Затрагиваются актуальные проблемы современной индоевропеистики: ларингальная теория, реконструкция аблаута, сравнительная акцентология.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о фонологической системе праиндоевропейского языка и его морфонологии.
  • Формирование представления о фонетических соответствиях между индоевропейскими языками.
  • Формирование представления об именной и глагольной морфологии праиндоевропейского языка.
  • Ознакомление учащихся с рядом спорных вопросов в реконструкции праиндоевропейского языка (ларингальная теория, глоттальная теория, различные версии акцентологической реконструкции).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет ветви индоевропейской семьи и основные древние языки, относящиеся к этим ветвям.
  • Восстанавливает индоевропейские праформы.
  • Оценивает достоверность этимологических гипотез с точки зрения исторической фонетики.
  • Критически оценивает выдвигаемые в рамках исторической фонетики индоевропейских языков гипотезы.
  • Определяет морфологические характеристики (тип склонения, класс презенса и аориста) индоевропейских лексем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Классификация индоевропейских языков. Основные факты из истории индоевропеистики. Общий очерк праиндоевропейской фонологии и морфологии.
  • Система праиндоевропейского консонантизма
    Общий обзор праиндоевропейского консонантизма. Глухие, звонкие и звонкие придыхательные смычные, их рефлексы в дочерних индоевропейских языках. Закон Гримма в германском и передвижение согласных в армянском. Закон Грассмана в древнеиндийском и древнегреческом. Проблема интерпретации праиндоевропейского консонантизма. Глоттальная теория и её альтернативы. Ограничения на сочетаемость смычных в индоевропейском корне. Лабиальные, дентальные, палатальные, велярные и лабиовелярные смычные. Языки «кентум» и «сатем». Палатализация велярных в индоиранском, славянском и армянском. Правило «RUKI» как пример параллельной инновации в истории отдельных групп индоевропейских языков. «Спиранты Бругмана» (т.н. «thorn»), их интерпретация как рефлексов кластеров вида «дентальный + велярный».
  • Система праиндоевропейского вокализма
    Общий обзор праиндоевропейского вокализма. Слияние *e, *a и *o в индоиранском. Закон Бругмана. Вторичная долгота в балто-славянском: закон Винтера. Трудность различения рефлексов *e и *i в германских языках. Готское преломление. Умлаут в германских и кельтских языках. Слоговые сонанты как позиционные аллофоны неслоговых. Долгие и краткие слоговые сонанты. «Слоговые сонанты перед гласным». Закон Зиверса. Закон Эджертона; его несостоятельность. Рефлексы «долгих слоговых сонантов» в древнегреческом: нерешённая проблема.
  • Морфонология. Аблаут. Ларингальная теория.
    Структура индоевропейского корня. Общий обзор аблаута. Гипотеза о связи количественного аблаута и ударения. Ларингальная теория; её основания; доводы за и против. Корни set и anit: анализ Соссюра. Явления, объединяемые ларингальной теорией: 1) «шва примум»; 2) «первичные» долгие гласные и долгие слоговые сонанты; 3) «слоговые сонанты перед гласным»; 4) греко-армянская протеза; 5) гласные *a и «неаблаутный»*o в начале слова. Чередования, объединяющие эти случаи. Балто-славянский акут как рефлекс ларингалов: типологические параллели. Вставка носового инфикса перед ларингалом как указание на велярный или поствелярный характер последнего: данные хеттского и тохарского. Ларингалы и вторичная придыхательность в древнеиндийском. Блокировка действия закона Бругмана ларингалом, закрывающим слог: древнеиндийские каузативы. Закон Рикса в греческом и латинском. Позиции выпадения ларингалов в праиндоевропейском: композиты, позиция перед *j. Критика ларингальной теории; рефлексация ларингалов в анатолийском как нерешённая проблема.
  • Акцентологическая реконструкция
    Общие принципы исторической акцентологии. Категориальная и парадигматическая акцентуация. Акцентные парадигмы и акцентные кривые. «Классическая» реконструкция индоевропейской акцентологии, основанная на данных древнеиндийского, древнегреческого и прагерманского. Акцентная система древнеиндийского. Категориальная акцентуация древнеиндийского глагола; связь глагольного акцента и аблаута. Позиции безударности личных форм глагола. Акцентуация имени: категориальная и парадигматическая. Акцентная система древнегреческого, её отличия от древнеиндийской. Закон Вернера: следы праиндоевропейской акцентуации в германском. Особенности готского. Сокращение безударных долгот: правило Дыбо. Закон Хольцмана. Закон Клуге. Балто-славянская акцентная система; невозможность вывести её из «классической» реконструкции. Акут и циркумфлекс, их происхождение и рефлексы. Акцентные парадигмы славянского и литовского, их соответствие. Закон Соссюра, закон Дыбо. Энклиномены. Акцентные валентности: доминантные и рецессивные морфемы (слоги). Контурное правило. Тонологическая гипотеза происхождения балто-славянской акцентной системы: типологические параллели. Метатония Николаева как подтверждение тонологической гипотезы. Акцентные соответствия балто-славянских и греко-арийских имён. Закон Хирта. Необходимость пересмотра индоевропейской акцентологической реконструкции.
  • Морфология: система имени
    Категории праиндоевропейского имени: падеж, число, род. Аблаутные типы: протерокинетический, гистерокинетический, амфикинетический, акростатический. Именные окончания. Корневые имена. Основы на носовой и плавный. Гетероклитики. I-основы, u-основы. S-основы. Тематические основы. Прилагательное и степени сравнения. Категория рода. Местоимения.
  • Морфология: система глагола
    Глагольные категории праиндоевропейского. Вид, время, наклонение, залог. Окончания активного залога: первичные и вторичные. Окончания медиального залога, первичные и вторичные. Окончания императива. Перфектные окончания. Инъюнктив, его функции. Субъюнктив. Оптатив. Редкость образования оптатива от производных основ презенса. Типы образования презенса. Аорист. Типы образования аориста. Перфект. Индоевропейский «перфект» как статив. Перфектные окончания. Индоевропейский перфект и хеттское hi-спряжение: формальное сходство и функциональное различие. Гипотезы о происхождении hi-спряжения.
  • Реконструкция праиндоевропейской лексики. Метод Wörter und Sachen.
    Культура праиндоевропейцев в зеркале реконструированной лексики. Проблема индоевропейской прародины. Контакты праиндоевропейского с языками других семей. Гипотезы внешнего родства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий ответы на семинарах
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * контрольная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.2 * ответы на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, Мейе, А., 2007
  • К истокам языкового разнообразия : десять бесед о сравнительно-историческом языкознании с Е. Я. Сатановским, Старостин, Г. С., 2016
  • Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индоевропейцы, Шрадер, О., 2003
  • Общеславянский язык, Мейе, А., 2000