• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Критический анализ древних текстов"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 15
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований магистрантов, так как специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к данным письменных источников, как нарративных, так и эпиграфических. Углубленное изучение текстов на древних и восточных языках - одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. На научно-исследовательском семинаре в течение всего второго года обучения на практике будут применяться необходимые для высококлассного специалиста навыки анализа письменных источников на древних и восточных языках. На конкретных примерах, выбранных с обязательным учетом специализации магистров и темы их магистерской диссертации, предполагается объяснить техники перевода текстов на древних и восточных языках, особенности работы с текстами, составленными на диалектах древних и восточных языков, освоить методы прочтения эпиграфических памятников, а также научиться сопоставлять данные письменных источников с археологическими. Программа этого семинара учитывает специфику подготовки археологов, занимающихся периодами и культурами, освещенными текстами, то есть интегрирует классическое филологическое образование в археологическое, что уникально для российской системы подготовки археологов, занимающихся античной и древневосточными цивилизациями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • отработка морфологических и синтаксических тем элементарной грамматики на материале учебных и оригинальных (в том числе адаптированных) текстов и упражнений
  • познакомить учащихся со старовавилонским и младовавилонским (литературным) диалектами аккадского языка
  • сформировать лексический запасс в объёме около 2000 слов
  • дать представление о структуре древнегреческого предложения
  • обучить технике грамматического, реального и филологического комментария
  • дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего
  • ознакомить студентов с основными греческими стихотворными размерами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основной справочной и теоретической литературой по аккадскому языку
  • Знание основных этапов истории греческого языка; греческий алфавит
  • Знание особенностей греческого ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов.
  • Знание особенностей пройденного типа склонения. Умение образовывать причастия активного залога в презенсе, футуруме и аористе. Умение распознавать соответствующие формы в тексте. Знание функция оптатива и случаи его использования в независимом и зависимом предложениях.
  • Знать лексику пройденных уроков. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • применять основы грамматики старовавилонского и младовавилонского диалектов аккадского языка, словарный минимум и основные клинописные знаки
  • Расширение знаний об использовании и значении падежей в греческом языке. Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Знать отличия местоименного склонения. Знать особенности образования основы будущего времени у глаголов на гласные; Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков.
  • Умение склонять имена в пределах изученных склонений. Знание определения глагольной основы. Умение образовывать основы Аориста и футурума от гласных основ и основ на смычные, Умение спрягать глаголы с данными основами в индикативе, конъюнктиве, активного и медиального залогов императиве пройденных времен. Образовывать инфинитив и причастия медиального залога. Знать, зачем нужны наклонения и каковы функции индикатива императива, конъюнктива.
  • Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать степени сравнения наречий и прилагательных, знать исключения. Уметь спрягать слитные глаголы, определять их формы в тексте. Знать отличие сильного аориста и слабого. Уметь образовывать формы сильного аориста всех наклонений. Знать систему местоимений и наречий. Уметь определять в тексте синтаксическую конструкцию с предикативными причастиями.
  • Уметь образовывать формы пассивного Аориста и футурума. Знать способы образования перфектной основы, спрягать глаголы в перфекте активного и медио-пассивного залогов. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь определить жанр текста. Переводить текст со словарем, дать грамматический комментарий
  • Уметь склонять латинские имена существительные 5-го склонения, отличать их формы от имен прочих склонений. Уметь образовывать формы латинского глагола в будущем времени I и II обоих залогов. Уметь спрягать латинские глаголы в конъюнктиве перфекта обоих залогов. Уметь образовывать степени сравнения прилагательных.
  • уметь читать и разбирать со словарем клинописные тексты, составленные на двух указанных диалектах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Семитологическое введение в аккадский язык.
  • Вводный раздел.
  • Тема 2. История аккадского языка.
  • Раздел Фонетика.
  • Тема 3. Клинописная система письма.
  • Раздел Фонетика 2.
  • Тема 4. Фонетика аккадского языка.
  • Раздел грамматика.
  • Тема 4. Морфология имени существительного и прилагательного.
  • Раздел морфология.
  • Тема 5. Местоимение.
  • Раздел синтаксис.
  • Тема 6. Морфология глагола.
  • Раздел Латинский язык
  • Тема 7. Неизменяемые и служебные части речи. Числительные.
  • Раздел Латинский язык 2
  • Тема 8. Морфосинтаксис глагола
  • Раздел Латинский язык 3
  • Тема 9. Синтаксис.
  • Раздел Латинский язык 4
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
  • неблокирующий ответы на практических занятиях
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.4 * экзамен + 0.2 * самостоятельные работы + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.4 * экзамен + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * самостоятельные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * ответы на практических занятиях + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600
  • Reiner, E. (2013). A Linguistic Analysis of Akkadian. [Berlin]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=674598
  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Huehnergard, J. (2018). A Grammar of Akkadian (Third Edition). [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2222785
  • Karner, G. (2013). Altbabylonisches Lehrbuch. Review of Biblical Literature, 15, 52–55. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=93727560
  • Грамматика латинского языка. Ч.1(теоретическая): Морфология и синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • Грамматика латинского языка. Ч.2(практическая): Синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • Латинско-русский словарь : ок. 200 000 слов и словосочетаний, Дворецкий, И. Х., 2000