• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Археология Месопотамии и Анатолии доэллинистической эпохи

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Архипов Илья Сергеевич
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Месопотамия и Анатолия – ключевые регионы как для классической и восточной археологии, так для понимания общего хода развития человечества в древности. Хронологические рамки дисциплины – от появления человека в регионе до 330-х гг. до н.э. Географические рамки дисциплины: Месопотамия, Анатолия и западные предгорья Загроса (территория современных Ирака, восточной Сирии, азиатской части Турции). Для освоения дисциплины требуется знание английского языка в объеме, достаточном для работы с учебно-справочной и научной литературой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент узнает историю археологических исследований, основы хронологии и периодизации, основные памятники и находки (структура поселений, керамика, архитектура, погребения, искусство), общий ход развития человеческих сообществ, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, решаемые на археологическом материале – для каждого из рассматриваемых регионов и периодов.
  • Студент научится интерпретировать археологические источники для поисков решения научных проблем, понимать и критически оценивать научную литературу, учитывать влияние идеологической и политической составляющей на археологическую методологию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • История данного периода проанализирована на основе археологических данных. Рассмотрена история вопрос локализации города Аккаде.
  • На примере археологических памятников проанализирован этап развития человеческих обществ (возникновение государства и изобретение письменности на юге Месопотамии).
  • Проанализированы основные археологические памятники новоассирийского периода и история их изучения.
  • Проанализированы основные памятники данного периода и история их изучения. Рассмотрены основные произведения касситского, хурритского и среднеассирийского искусства.
  • Проанализированы памятники эпохи халколита Месопотамии и Анатолии.
  • Рассмотрен начальный этап развития человеческих сообществ в данном регионе.
  • Рассмотрена история изучения клинописного корпуса периода III династии Ура и их археологический контекст: Умма, Гирсу, Пузриш-Даган (Дрехем), Ур, Ниппур и др. Рассмотрены основные памятники старовавилонского искусства.
  • Рассмотрены археологические памятники нововавилонского периода в Вавилоне, Кише, Сиппаре, Борсиппе, Исине, Ниппуре, Уре, Уруке и история их изучения.
  • Рассмотрены археологические памятники эпипалеолита в северной и восточной частях Плодородного Полумесяца.
  • Рассмотрены основные археологические памятники позднехеттского царства южной Анатолии и история их изучения.
  • Рассмотрены основные археологические памятники раннединастического периода в Месопотамии (Киш, Ниппур, Эшнунна) и история их исследования.
  • Рассмотрены основные археологические памятники Хеттского царства.
  • Рассмотрены основные проблемы, решаемые на археологическом материале эпохи неолита в Месопотамии и Анатолии
  • Студенты ознакомились с основами хронологии и периодизации археологических памятников в этом регионе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в археологию Месопотамии и Анатолии.
  • Тема 2. Появление человека и палеолит в Западной Азии.
  • Тема 3. Эпипалеолит и неолитическая революция в северной и восточной частях Плодородного Полумесяца.
  • Тема 4. Неолит Месопотамии и Анатолии.
  • Тема 5. Халколит Месопотамии и Анатолии.
  • Тема 6. Возникновение государства и изобретение письменности на юге Месопотамии.
  • Тема 7. Раннединастический период в Месопотамии в археологической перспективе.
  • Тема 8. Аккадская (Саргоновская) империя в археологической перспективе.
  • Тема 9. Средний бронзовый век Месопотамии.
  • Тема 10. Поздний бронзовый век Месопотамии.
  • Тема 11. Средний и поздний бронзовый век Анатолии. Хеттское царство в археологической перспективе.
  • Тема 12. Новоассирийская империя в археологической перспективе.
  • Тема 13. Нововавилонский период и Месопотамия под властью Ахеменидов в археологической перспективе.
  • Тема 14. Железный век Анатолии (до IV в. до н.э.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Самостоятельные работы + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Matthews, R. (2003). The Archaeology of Mesopotamia : Theories and Approaches. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=526658
  • Potts, D. T. (2012). A Companion to the Archaeology of the Ancient Near East. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=452228

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antonio Sagona, & Paul Zimansky. (2009). Ancient Turkey. Routledge.