Магистратура
2021/2022
Педагогическая психология
Статус:
Курс обязательный (Философская антропология)
Направление:
47.04.01. Философия
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Обухов Алексей Сергеевич
Прогр. обучения:
Философская антропология
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для студентов направления 47.04.01 «Философия» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Педагогическая психология». В рамках дисциплины рассматривается ключевая проблематика психологии образования, обсуждается взаимосвязь обучения и развития, делается акцент на возможности практического приложения теоретических материалов в педагогической практической деятельности. Основной акцент делается на применение психолого-педагогических знаний к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий, а также развитию собственного опыта реализации образовательной ситуации с учетом возрастной нормы развития и в логике зоны ближайшего развития учащихся. Курс нацелен на возможность применения студентами знаний по педагогической психологии и психологии образования в решении типичных психолого-педагогических проблемных ситуаций и взаимодействий. Содержательно курс включает следующие разделы: От педагогической психологии к психологии образования; Деятельность и ее субъект: механизмы развития; Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию; Возрастная психология образования; Социальная психология образования; Дифференциальная психология образования; Трансформация образования в изменяющемся мире. Основной акцент делается на возрастной линии развития учащихся, подходах и методах реализации образовательной практики на разных ступенях образования. На семинарах используются интерактивные формы проведения занятий – анализ и обсуждение психолого-педагогических подходов, ситуаций, разбор психолого-педагогических ситуаций. Используются презентации и видеозаписи, проводится разбор кейсов, организуется обсуждение и дискуссия, применяются различные групповые формы работы. В ходе курса студенты выполняют самостоятельные творческие задания, которые позволяют им расширить репертуар возможных дидактических приемов, пережив их на себе. Экзаменационное задание также реализуется в формате защиты аналитической работы в области психологии образования с учетом собственных профессиональных интересов.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов знаний о предмете педагогической психологии (психологии образования), ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением и развитием, возможностях практического приложения данных в педагогической деятельности; умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения
- Владение основными понятиями социальной психологии для прикладных задач педагогической практики
- Понимание вариантов и векторов индивидуальных особенностей развития и проблем, связанных с ними, требующих решения в образовательной практике
- Понимание возрастной нормы развития на разных этапах онтогенеза. Понимание закономерностей возрастного развития и как их учитывать в педагогической практике
- Понимание детерминант и механизмов развития
- Понимание индивидуальных особенностей познавательных процессов
- Понимание социальности и историчности процессов в образовании и педагогической психологии
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. От педагогической психологии к психологии образования
- Тема 2. Деятельность и ее субъект: механизмы развития
- Тема 3. Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию
- Тема 4. Возрастная психология образования: от рождения до старости
- Тема 5. Социальная психология образования
- Тема 6. Дифференциальная психология образования
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * домашние задания, размещенные в курсе на Smart LMS + 0.5 * защита аналитической работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2018
- Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
- Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
- Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев, А. Н., 2005
- Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2008
- Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
- Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
- Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2003
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Педагогическая психология. Ч. 1: ., Савенков, А. И., 2019
- Педагогическая психология. Ч. 2: ., Савенков, А. И., 2019
- Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
- Психология развития, Крайг, Г., 2011
- Психолого - педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018
- Собрание сочинений. Т.5: Основы дефектологии, Выготский, Л. С., 1983
- Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дифференциальная психология : наука о сходстве и различиях между людьми : учеб. пособие для вузов, Либин, А. В., 2008
- Дифференциальная психология профессиональной деятельности, Ильин, Е. П., 2008
- Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014
- Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учеб. пособие для вузов, Коломинский, Я. Л., 2000
- Психология высших когнитивных процессов, , 2004
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
- Психология и культура, , 2003
- Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
- Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2001
- Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для вузов, Кондратьев, М. Ю., 2014
- Психология подростка : учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2004
- Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
- Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
- Психология способностей : хрестоматия, , 2012
- Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
- Пятьдесят современных мыслителей об образовании : от Пиаже до наших дней, , 2012
- Социальная психология в образовании, [учебное пособие], Ч. 1, 544 с., Шевандрин, Н. И., 1995