• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Педагогическая психология

Статус: Курс обязательный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов направления 47.04.01 «Философия» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Педагогическая психология». В рамках дисциплины рассматривается ключевая проблематика психологии образования, обсуждается взаимосвязь обучения и развития, делается акцент на возможности практического приложения теоретических материалов в педагогической практической деятельности. Основной акцент делается на применение психолого-педагогических знаний к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий, а также развитию собственного опыта реализации образовательной ситуации с учетом возрастной нормы развития и в логике зоны ближайшего развития учащихся. Курс нацелен на возможность применения студентами знаний по педагогической психологии и психологии образования в решении типичных психолого-педагогических проблемных ситуаций и взаимодействий. Содержательно курс включает следующие разделы: От педагогической психологии к психологии образования; Деятельность и ее субъект: механизмы развития; Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию; Возрастная психология образования; Социальная психология образования; Дифференциальная психология образования; Трансформация образования в изменяющемся мире. Основной акцент делается на возрастной линии развития учащихся, подходах и методах реализации образовательной практики на разных ступенях образования. На семинарах используются интерактивные формы проведения занятий – анализ и обсуждение психолого-педагогических подходов, ситуаций, разбор психолого-педагогических ситуаций. Используются презентации и видеозаписи, проводится разбор кейсов, организуется обсуждение и дискуссия, применяются различные групповые формы работы. В ходе курса студенты выполняют самостоятельные творческие задания, которые позволяют им расширить репертуар возможных дидактических приемов, пережив их на себе. Экзаменационное задание также реализуется в формате защиты аналитической работы в области психологии образования с учетом собственных профессиональных интересов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о предмете педагогической психологии (психологии образования), ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением и развитием, возможностях практического приложения данных в педагогической деятельности; умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение основными понятиями социальной психологии для прикладных задач педагогической практики
  • Понимание вариантов и векторов индивидуальных особенностей развития и проблем, связанных с ними, требующих решения в образовательной практике
  • Понимание возрастной нормы развития на разных этапах онтогенеза. Понимание закономерностей возрастного развития и как их учитывать в педагогической практике
  • Понимание детерминант и механизмов развития
  • Понимание индивидуальных особенностей познавательных процессов
  • Понимание социальности и историчности процессов в образовании и педагогической психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. От педагогической психологии к психологии образования
  • Тема 2. Деятельность и ее субъект: механизмы развития
  • Тема 3. Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию
  • Тема 4. Возрастная психология образования: от рождения до старости
  • Тема 5. Социальная психология образования
  • Тема 6. Дифференциальная психология образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания, размещенные в курсе на Smart LMS
  • неблокирующий защита аналитической работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * домашние задания, размещенные в курсе на Smart LMS + 0.5 * защита аналитической работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2018
  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев, А. Н., 2005
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2008
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
  • Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2003
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Педагогическая психология. Ч. 1: ., Савенков, А. И., 2019
  • Педагогическая психология. Ч. 2: ., Савенков, А. И., 2019
  • Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011
  • Психолого - педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018
  • Собрание сочинений. Т.5: Основы дефектологии, Выготский, Л. С., 1983
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дифференциальная психология : наука о сходстве и различиях между людьми : учеб. пособие для вузов, Либин, А. В., 2008
  • Дифференциальная психология профессиональной деятельности, Ильин, Е. П., 2008
  • Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014
  • Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учеб. пособие для вузов, Коломинский, Я. Л., 2000
  • Психология высших когнитивных процессов, , 2004
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология и культура, , 2003
  • Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2001
  • Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для вузов, Кондратьев, М. Ю., 2014
  • Психология подростка : учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2004
  • Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
  • Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
  • Психология способностей : хрестоматия, , 2012
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
  • Пятьдесят современных мыслителей об образовании : от Пиаже до наших дней, , 2012
  • Социальная психология в образовании, [учебное пособие], Ч. 1, 544 с., Шевандрин, Н. И., 1995