• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Типология грамматических отношений

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён типологии грамматических отношений и объединяет достижения сразу нескольких классических областей морфосинтаксической типологии последних десятилетий. Среди них типология стратегий кодирования ядерных актантов и актантов дитранзитивных конструкций (alignment typology), типология эргативности, типология подлежащего и подлежащности, типология актантно-значимых преобразований. Особое внимание планируется уделить «расщеплению» стратегий, иерархическим системам и инверсивному маркированию, а также диахронической эволюции различных стратегий. Кроме того, будут рассмотрены некоторые целостные авторские концепции, в частности, реляционная типология А. Е. Кибрика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с проблематикой типологии грамматических отношений
  • Ознакомление студентов с историей становления типологии грамматических отношений и некоторыми конкретными концепциями
  • Формирование у студентов навыков анализа грамматических отношений в языке L на основании заданных критериев
  • Получение представления о взаимосвязи таких разделов грамматики и лингвистической типологии, как alignment, синтаксический приоритет, залоговые преобразования, личные иерархии и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знают основные типы кодирования ядерных актантов и актантов дитранзитивных конструкций
  • Студенты знают примеры инверсивных систем, имеют представление о понятии обвиации и пр.
  • Студенты имеют представление о проблематичности традиционных понятий подлежащего, прямого и непрямого дополнений и др.
  • Студенты имеют представление об истории становления и развития типология грамматических отношений и о наиболее значимых авторских концепциях
  • Студенты имеют представления об основных проблемах изучения типологии грамматических отношений
  • Студенты ориентируются в основных критериях, к которым привязаны грамматические отношения
  • Студенты ориентируются в типах «расщепления» основных стратегий
  • Студенты понимают роль различных актантно-значимых преобразований в создании «производных» синтаксических ролей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Typology of alignment
  • Подлежащее, прямое и непрямое дополнение и другие традиционные понятия
  • Личные иерархии и иерархические системы
  • Актантно-значимые преобразования
  • История развития типологии грамматических отношений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Доклад по статье
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.3 * Доклад по статье + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Witzlack-Makarevich, A., & Bickel, B. (2019). Argument Selectors : A New Perspective on Grammatical Relations. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2029881

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jessica Coon, Diane Massam, & Lisa deMena Travis. (2017). The Oxford Handbook of Ergativity. OUP Oxford.
  • Лидия Тимошенко. Реальность других измерений. Дневники. Письма. Воспоминания : монография / составитель А. Е. Кибрик. — Москва : Прогресс-Традиция, 2004. — 272 с. — ISBN 5-89826-171-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77078 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.