• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономика

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Основная задача дисциплины – дать студентам понимание экономического образа мышления и ознакомить с инструментарием, используемым в экономической науке. При этом несмотря на то, что в основном студентам будут даваться положения неоклассического подхода к изучению реальности, подразумевается, что при этом будут обсуждаться и даваться к прочтению и обсуждению отдельные дискуссионные вопросы; студенты познакомятся с некоторыми наиболее известными проблемными статьями, а также будут подведены к некоторым уже достаточно развитым более узким направлениям экономической науки. Одним из важных свойств данного курса лектор считает его «незамкнутость» в рамках определенного учебника или круга вопросов, а, наоборот, его открытость по отношению к последующим дисциплинам как экономического, так и политологического и социологического циклов. Кроме того, поскольку городская среда – общественное благо, упор в курсе будет сделан на изучение провалов рынка и провалов государства. Другая важная задача данного курса, которая должна будет решаться как в ходе лекций, так и на семинарских занятиях, – его инкорпорированность в тело получаемой студентами профессии урбаниста. Подразумевается максимальное использование примеров и кейсов из истории существования городов и городских агломераций – как на российском, так и на мировом уровне; предполагается совместная разработка такого рода кейсов с преподавателями других дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная задача дисциплины – дать студентам понимание экономического образа мышления и ознакомить с инструментарием, используемым в экономической науке. В результате освоения курса студент должен: - знать основные термины, используемые в неоклассической микро- и макроэкономике на уровне intermediate, а также в теории игр и их определения; знать основные макроэкономические показатели; - понимать основные зависимости, подразумеваемые экономистами при обсуждении экономических явлений; - уметь думать и рассуждать в терминах homo economicus: понимать подразумеваемую в экономических дискуссиях мотивацию экономических агентов, в том числе реакцию на стимулы, расставляемые государством; уметь обсуждать последствия различных политик как на микро-, так и на макроуровне; уметь использовать полученные знания в реальной жизни при принятии решений; - иметь навык чтения и обсуждения экономических работ, в том числе, касающихся экономики города; уметь критически осмысливать информацию из разных источников, касающуюся макроэкономических, микроэкономических и политэкономических и институциональных проблем и явлений; на базовом уровне (уровне трендов) понимать и анализировать основные экономические события.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает соответствующий терминологический аппарат и умеет оперировать им для описания экономического поведения агентов
  • знает соответствующий терминологический аппарат и умеет оперировать им для описания экономического поведения агентов
  • знает соответствующий терминологический аппарат и умеет оперировать им для описания экономического поведения агентов в рамках разных типов рынков
  • оперирует соответствующим терминологическим аппаратом
  • понимает и может использовать элементарные понятия из теории игр
  • понимает и умеет анализировать взаимосвязь экономических явлений и процессов на макроуровне
  • понимает механизмы влияния институтов на стимулы индивидов и общую траекторию экономического развития, может спрогнозировать такое влияние
  • умеет описать параметры стратегического взаимодействия агентов применительно к реальным ситуациям, прогнозирует исход игры в экономических терминах
  • умеет решать задачи уровня intermediate, обладает достаточной экономической интуицией для интерпретации результатов сравнительной статики
  • умеет решать задачи уровня intermediate, обладает достаточной экономической интуицией для интерпретации результатов сравнительной статики и анализа государственной политики в сфере налогов и субсидий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Микроэкономический подход: максимизация выгод на имеющихся ограничениях
  • Тема 2. Фирма: технология как ограничение
  • Тема 3. Рынки и цены: общеэкономическое равновесие
  • Тема 4. Макроэкономический подход. Уровень благосостояния
  • Тема 5. Роль институтов в экономическом анализе
  • Тема 6. Теория игр как инструмент экономического анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 2
    Контрольные работы проводятся в письменной форме или в форме устных защит заранее высланных для самостоятельного решения задач (решение о форме проведения контрольной работы принимается в соответствии с эпидемиологической ситуацией не позже чем за 10 дней до проведения работы) и состоят из тестовых заданий, и/или вопросов-эссе, и/или задач по материалам соответствующего раздела курса. Тестовые задания включают вопросы как теоретического характера, так и задачи. Вопросы-эссе включают разбор практических кейсов, но основываются на знаниях из теоретической части курса. Задачи как тип задания требуют приведения не только ответа, но и подробного решения.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольные работы проводятся в письменной форме или в форме устных защит заранее высланных для самостоятельного решения задач (решение о форме проведения контрольной работы принимается в соответствии с эпидемиологической ситуацией не позже чем за 10 дней до проведения работы) и состоят из тестовых заданий, и/или вопросов-эссе, и/или задач по материалам соответствующего раздела курса. Тестовые задания включают вопросы как теоретического характера, так и задачи. Вопросы-эссе включают разбор практических кейсов, но основываются на знаниях из теоретической части курса. Задачи как тип задания требуют приведения не только ответа, но и подробного решения.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольные работы проводятся в письменной форме или в форме устных защит заранее высланных для самостоятельного решения задач (решение о форме проведения контрольной работы принимается в соответствии с эпидемиологической ситуацией не позже чем за 10 дней до проведения работы) и состоят из тестовых заданий, и/или вопросов-эссе, и/или задач по материалам соответствующего раздела курса. Тестовые задания включают вопросы как теоретического характера, так и задачи. Вопросы-эссе включают разбор практических кейсов, но основываются на знаниях из теоретической части курса. Задачи как тип задания требуют приведения не только ответа, но и подробного решения.
  • неблокирующий Активность на семинарах (по Темам 4-5)
  • неблокирующий Эссе 1
    Контрольные работы проводятся в письменной форме или в форме устных защит заранее высланных для самостоятельного решения задач (решение о форме проведения контрольной работы принимается в соответствии с эпидемиологической ситуацией не позже чем за 10 дней до проведения работы) и состоят из тестовых заданий, и/или вопросов-эссе, и/или задач по материалам соответствующего раздела курса. Тестовые задания включают вопросы как теоретического характера, так и задачи. Вопросы-эссе включают разбор практических кейсов, но основываются на знаниях из теоретической части курса. Задачи как тип задания требуют приведения не только ответа, но и подробного решения.
  • неблокирующий Групповые презентации
    Контрольным мероприятием в конце пятого раздела является презентация аналитической работы студентов по выбранной тематике, связанной с экономикой развития. Аналитическую работу и презентацию студенты готовят в группах.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен также проводится в письменной форме или в форме устных защит заранее высланных для самостоятельного решения задач и основан на материале всего курса. Для успешного решения задач студенту необходимо помимо освоения материалов лекций и семинаров, регулярно выполнять текущие домашние задания и читать учебную литературу по курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.1 * Контрольная работа 1 + 0.1 * Активность на семинарах (по Темам 4-5) + 0.1 * Эссе 2 + 0.1 * Контрольная работа 2 + 0.1 * Групповые презентации + 0.1 * Эссе 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., 1997
  • Экономика, Фишер, С., 1993
  • Экономический образ мышления, Хейне, П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ким И. А. - ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 328с. - ISBN: 978-5-534-04602-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekonomicheskoy-teorii-453487
  • Теория игр в общественных науках : учебник для вузов, Захаров, А. В., 2019