• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Формы знания о человеке: от античности до современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

«Тексты и контексты» — майнор принципиально междисциплинарного характера, который адресуется аудитории широкого профиля. В предлагаемых студентам семестровых циклах лекций и семинаров фигурируют знания, принадлежащие различным гуманитарным дисциплинам: литература, история, философия, риторика и научное представление о языке. В программу включены также проблемы философии и методологии науки, а также вопросы эстетики и истории несловесных искусств. Целью программы майнора «Тексты и контексты» является формирование у студентов, специализирующихся в различных дисциплинах, представления о гуманитарной культуре как основе духовного мира всякого образованного человека, независимо от рода его основных занятий. Традиционная университетская программа таких целей перед собой не ставила, адресуя гуманитарное знание только студентам, для которых оно являлось профессиональной специализацией. Первая дисциплина майнора — «Формы знания о человеке: от античности до современности» — формирует у студентов представления о словесном искусстве как форме конструирования, хранения и передачи знания о человеке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков критического мышления и ответственного, информированного суждения о различных аспектах гуманитарного опыта на материале художественных и литературно-теоретических текстов.
  • Знакомство с различными методиками чтения и интерпретации художественной литературы, практикуемых с античных времен до наших дней.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует тексты миметической направленности.
  • Выявляет остраняющие приемы при анализе художественного текста.
  • Анализирует тексты с привлечением психоаналитических, мифокритических, гендерных параметров.
  • Ответственно использует понятие «гений» в контексте проблематики образования и воспитания.
  • Анализирует текст с точки зрения его места в каноне.
  • Описывает историческую динамику издательского дела и мотивирует важность материальной стороны чтения.
  • Анализирует тексты на предмет отождествления читателя с героем и погружения в художественную реальность.
  • Анализирует писательские стратегии успеха.
  • Умеет выделить типологические и аллегорические элементы в художественном тексте в рамках обнаружения авторских стратегий воздействия на читателя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поэзия и поэтика, литература и реальность: от мимесиса до нового историзма
    Античная рефлексия о словесном искусстве: Платон и Аристотель, мимесис и диегесис. Разграничение поэзии и истории в «Поэтике» Аристотеля и подражание как вымысел. «Царь Эдип» Софокла и античная трагедия. Новое время и трансформация классической нормативности. Феномен реалистического повествования в XIX веке и культурно-исторические походы к литературе: позитивизм, марксизм, новый историзм. Эффект реальности в романе О. Бальзака «Отец Горио».
  • Язык, жанр, читатель: от формы к интерпретации
    Место стиля и формы в классических поэтиках и смысловые аспекты ритма, метра, звуковых повторов. Прозаическая и стихотворная речь. «Евгений Онегин» Пушкина и Набокова. От формальной школы к структурализму: поэтический язык, поэтическая функция, фабула и сюжет, художественный мир как вторичный язык и параметры повествовательного высказывания. Фигура рассказчика в «Холстомере» Л. Толстого и остранение как функция читательского сотворчества. Деконструкция в литературной теории и на практике: рассказ В. Сорокина «Настя».
  • Мифология, биография, психоанализ, (пост)наука: парадигмы автора и героя
    Гомер, Мильтон и Паниковский: институт авторства, биографический метод и его критика у М. Пруста, Р. Барта и М. Фуко. «Пьер Менар, автор Дон-Кихота» Х. Л. Борхеса и «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Психоанализ, мифокритика, гендер: Фрейд, Юнг, Фрай, Лакан, Дж. Батлер. Грани «Гамлета» и «Лира»: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Тысяча акров» Дж. Смайли. Литература как форма научного знания о человеке: от натурализма до постгуманизма. «Собачье сердце» М. Булгакова и «Облачный атлас» Д. Митчелла в контексте эволюционизма и киборг-исследований.
  • Литература: как она устроена. Литературный канон
    Понятие литературы и литературных институций. Проблема литературного текста и его специфики. Понятие эстетической функции. Литература и другие виды искусства. Антитеза формы и содержания в художественном тексте: природа информативности художественного текста. Инстанция автора в тексте. Формирование литературного канона. Истоки литературного канона в древнегреческой культуре. Греко-римская классика. Спор древних и новых и формирование канона Нового времени. Романтическая идея автономного искусства и формирование поля литературы. Идея классики. Фигура автора и проблема авторства. История Понятия гений и его трансформации: гений творец и гений нации. Гениальные произведения и проблема образования. Воспитание личности и немецкие университеты. Судьба литературного канона в XX- XXI веках.
  • История чтения. Массовая литература
    История отношений человека и книги. Исследование читателей и чтения как область изучения культуры. От устного текста к письменному. От свитка к кодексу и трансформации чтения в христианскую эпоху. Читательские практики в античности и в Средние века. Чтение в XVIII веке: трансформация традиционных парадигм. Руссо и чтение романов. Человек эпохи сентиментализма. Романтизм и чтение. Чтение как формирование субъекта. Современные читательские практики. Электронные книги и конец гуттенберговской эпохи. Как функционирует литературный текст. Способы отождествления с героем литературного текста. Литература-реальность-литература: взаимообусловленность жизни и литературного текста. Поиск альтернативных моделей существования.
  • Литература как синтетическое знание о человеке
    «Лолита» и писательская стратегия успеха: Набоков как русский и американский писатель. Роман «Лолита» как феномен высокой и популярной культуры. Ключевое значение Э. А. По. Риторика Старого и Нового света и аллегорические элементы в романе «Лолита». Эстетизм Набокова и его корни в русском символизме. Проблема потустонности у По и Набокова: литература как знание об иррациональном. Г. Гумберт как философ и как писатель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (1-й модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2-й модуль)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – от 300 до 500 слов. Работа выполняется в назначенное время в формате LMS теста. Выполнить задание необходимо в течение 4 часов с момента публикации теста "Контрольная работа" в LMS.
  • неблокирующий Эссе
    Экзаменационное эссе выполняется студентами онлайн, в системе LMS, в формате теста из одного вопроса, представляющего собой список из 5 тем, из которых следует выбрать одну. На написание эссе дается не более 4 часов строго в назначенное время. Объем эссе - 1000-1200 слов. Эссе, сданные с опозданием, не засчитываются. Любое использование чужого текста допускается только в режиме корректного цитирования или парафраза с явным указанием названия и(ли) автора источника непосредственно на месте цитирования, при этом полное библиографическое оформление не требуется. При обнаружении плагиата в работе за нее ставится оценка "0", блокирующая результаты по всем формам контроля дисциплины, и назначается пересдача. Получившим неудовлетворительную оценку за дисциплину дважды вторая пересдача назначается в форме устного опроса экзаменационной комиссией, в аудитории, в дату, указанную учебным офисом. 10 билетов содержат 3 вопроса каждый (см. примеры заданий), на подготовку дается 15 мин., ведется видеозапись. Полный список вопросов высылается по эл. почте за 5-7 дней до пересдачи. При отказе отвечать на вопросы первого взятого билета максимальная оценка снижается на 2 пункта, при вторичном отказе - еще на 3, третий отказ означает, что экзамен не сдан. Комиссия имеет право попросить дополнительных разъяснений по каждому из ответов на вопросы взятого билета. По завершении экзамена комиссия совещается в закрытом режиме, после чего студент приглашается для оглашения итоговой оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.28 * Аудиторная работа (1-й модуль) + 0.27 * Аудиторная работа (2-й модуль) + 0.15 * Контрольная работа + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
  • Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
  • Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hellman, B. (2013). Fairy Tales and True Stories : The History of Russian Literature for Children and Young People (1574-2010). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=637407
  • Schultz, W. T. (2005). Handbook of Psychobiography. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=176913
  • Streete, A., & Holmes, J. (2005). Refiguring Mimesis : Representation in Early Modern Literature. Hatfield: Independent Publishers Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400456
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861