• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология массовых коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
  • Знает основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов.
  • Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа.
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
  • Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики.
  • Владеет знаниями о развитии социологии как науки; понимает дисциплинарные границы между социологией и смежными дисциплинами; различает специфику социальных и социологических проблем; демонстрирует навыки корректного применения термина "социологическое воображение" при анализе современных социокультурных процессов.
  • Владеет базовыми знаниями об основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем; демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий различных направлений и школ социологии (позитивизм, функционализм, социальный конструктивизм, социология повседневности и др.)
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе культурных оснований общественной жизни (символ, знак, ценность, формальные и неформальные нормы, культурный образец, обычай, традиция, и др.).
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе проблем социализации и социального контроля в традиционном и современном обществах ("Я", самость, агенты социализации, девиация, аномия, стигма и др.).
  • Различает типы сертификационных систем и теоретические подходы к пониманию принципов социальной стратификации. Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе социальной мобильности («предписанный» и «достигаемый» статус, каналы вертикальной циркуляции и др.).
  • Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания.
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, П.Бергера, Т.Лумана, У.Зорбо, Э.Хьюза (социальный факт, нормальное \ патологическое, социологический метод, социальное действие, идеальный тип, исторический материализм, классовая борьба, отчуждение, базис, надстройка, интернализация социальной реальности, «обобщенный другой», «значимый другой», первичная и вторичная социализация и др.)
  • Владеет знаниями о природе феномена социального института. Способен сравнивать и анализировать специфику институционализации в различных сферах общественной жизни (политике, религии, семьи, образовании). Различает явные и латентные функции социальных институтов.
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество, медиация, медиатизация.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Знает методологические требования к работе над текстом академического эссе. Ориентируется в разнообразии информационных ресурсов, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса.
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Р.Мертона, П.Лазерсфельда, М.Маклюэна, П.Бурье, Э.Кастельса, И.Гофмана (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, информационное общество, сетевое общество, культура “реальной виртуальности”, "горячие" и "холодные" медиа и др.)
  • Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел "Общая социология". Лекция 1. Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 2. Традиции социологического теоретизирования.
    Предпосылки возникновения социологии. О. Конт и основные принципы его социологии. Позитивизм в социологии. Социологическая концепция Г.Спенсера. Традиции социологического теоретизирования: функционализм (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон), марксистская традиция в социологии (К.Маркс, А.Грамши, Л.Альтюссер, М.Фуко, П.Бурдье), «понимающая» неокантианская социология (Г.Зиммель, М.Вебер), социология повседневности (А.Шюц), социальный конструктивизм (П.Бергер, Т.Лукман), драматургическая социология (Э.Гоффман).
  • Раздел "Общая социология". Лекция 3. Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 4. Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 5. Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Раздел "Общая социология". Лекция 6. Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Раздел "Общая социология". Семинар 1. Обсуждение работы Э.Дюркейма «Метод социологии»
    Понятие социальной реальности. Социальный факт. Социальный институт. В каком смысле социальный факт «есть вещь»? Правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов. Правила, относящиеся к различению нормального и патологического при изучении социальных фактов. Общие признаки социологического метода.
  • Раздел "Общая социология". Семинар 3. Обсуждение работы К. Маркса «Немецкая идеология»
    Разделение труда и неравное распределение труда и его продуктов. Логика исторического развития по Марксу. Отчуждение. Классы и их связь с производством. Базис и надстройка. Классовая борьба.
  • Раздел "Общая социология". Семинар 2. Обсуждение работы М. Вебера «Основные социологические понятия»
    Понятие социального действия. Социология как наука о социальном действии. Понятие «смысла» социального действия. Мотивы социального действия. Интерпретация социального действия, понимающая социология. Идеальный тип.
  • Раздел "Общая социология". Семинар 4. Обсуждение работ П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (глава 3), Рут Бенедикт «Хризантема и меч»
    Как происходит интернализация социальной реальности? В каком смысле Бергер и Лукман говорят о конструировании социальной реальности? Что такое «обобщенный другой», «значимый другой»? Каковы механизмы социализации? Где грань между первичной и вторичной социализацией и каково различие между ними? Что значит «поддержание субъективной реальности»? Зачем необходимо ее поддерживать? Можно ли утратить субъективную реальность? Как соотносятся свобода и социальный контроль на протяжении жизни в западной и японской культурах? В чем отличия в воспитании ребенка в европейской и японской культурах?
  • Раздел "Общая социология". Семинар 5. Обсуждение работы У.Х.Зорбо «Золотой берег и трущобы»
    Социальный контроль в «высшем обществе». Социальные игры и ритуалы. Ареал доходных домов. Процесс «естественного отбора» обитателей трущоб. «Трущобная семья».  
  • Раздел "Общая социология". Семинар 6. Обсуждение работ И. Гофмана «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» и «Моральная карьера душевнобольного пациента».
    Стигма. Поддержание идентичности. Управление стигмой. «Карьера» душевнобольного пациента как часть жизненного сценария. Я и ощущаемая идентичность. Больница как социальный мир. Мир тотального института.
  • Раздел "Общая социология". Семинар 7. Обсуждение работ Э.Ч. Хьюза об институтах.
    Понятие «институт». Формы ожидаемого и рутинного действия в структуре общества. «Действующие предприятия» как формы взаимодействия. Формирование институтов и движений. «Незаконнорожденные» институты и причины их появления.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 7. Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания.
    Исследования массовой коммуникации как междисциплинарная область научных интересов. Объект и границы предметной области социологии массовой коммуникации. Место социологии массовых коммуникаций среди других отраслей социологического знания. Базовые дефиниции: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество. Историко-социологический контекст развития подходов к исследованию массовой коммуникации: зарубежный и отечественный опыт. Общая характеристика этапов развития социологии массовых коммуникаций.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 8. Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
    Развитие способов сохранения и передачи человеческого опыта. Антропологическая концепция А. Гелена. Типы культур и социальная память (К.Леви-Стросс). Символическое опосредование эмпирического мира (Э.Кассирер, С.Лангер). Средство массовой коммуникации как пространственно-временной посредники социального взаимодействия. Идея редукции измерений В.Флюссера. Структурно-функциональная и символическая медиация социального взаимодействия (Э.Дюркгейм, П.Сорокин). Концепция передачи Р.Дебре. Введение в историю медиа: идея «сенсорного баланса» М.Маклюэна. Модернизация типов масс-медиа. Трансформация способов организации информации в современной культуре (В.Буш, А.Моль). Новая система мультимедиа: от массовой коммуникации к массовой самокоммуникации (М.Кастельс). Дигитальная революция и «медиатизация культуры»: концепция опосредованного квазивзаимодействия (Д.Томпсон), роль медиа в изменении характера социальных коммуникаций (В.Шульц), медиатизация как новая форм социализации общества (Н. Коулдри, С.Ливингстон). «Медиация всего» в междисциплинарном подходе С.Ливингстоун.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекции 9. Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов.
    Концептуализация предмета социологии массовой коммуникации в ключевых парадигмах: типология Р.Крейга. Позитивистски-ориентированное и интерпретативно-ориентированное видение массовой коммуникации. Системно-структурные подходы: А. Моль, М. де Флюэр, Н.Луман, П.Лазарсфельд, Р.Мертон. Конструктивистские подходы: А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман, Лэнги, Х. Молотча и М. Лестер, Д. Элтейд, Г. Гарфинкель, И. Гофман. Социологические исследования массового сознания и масс-медиа в нач. XX в.: Чикагская школа. Неомарксизм и франкфуртская школа: А. Грамши, М. Хоркхаймер и Т. В. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямин, Л. Альтюссер, Г. Шиллер. Торонтская школа: Г.Иннис, М.Маклюэн. Масс-медиа и гендер: исследование повседневности по И. Гофману. Символическая власть и масс-медиа: социология массовых коммуникаций П.Бурдь.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 10. Массовая коммуникация как социальный институт.
    Cоциально-исторический контекст инстуционалализации массовой коммуникации. Широкое понимание институтов массовой коммуникации (Н. Луман, Дж. Хоторн). Функции СМК и коммуникационные потребности. Функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида: классификация Д. Маккуэйла. Массовая коммуникация как институализированная форма производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах. Ю. Хабермас об институционализации коммуникаций публичной сферы. Свойства медиа: тиражируемость, доступность, массовая аудитория. Явные и скрытые функции медиа. Роль СМК в процессах социализации личности. Связь медиа с социальной, политической, экономической системой. Механизмы социального контроля и нормативные теории медиа. Медиаиндустрия: локальные и глобальные рынки.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 11. Массовые коммуникации и общественное мнение в контексте публичной сферы.
    Основные категории: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Концепты «публичное», «приватное» по Дж. Вейнтраубу. Свойства публичного пространства в подходе Х. Арендт. Пространственное, структурное и дискурсивное понимания публичной сферы. Упадок публичной сферы (Р. Сеннет). «Структурная трансформация публичной сферы» Ю. Хабермаса. Развитие идей Хабермаса (Ш. Бенхабиб, К. Калхун, Л. Бэннет). Дискурсивный подход к трактовке публичной сферы (Ш. Муфф, Э. Лаклау). Критика публичной сферы в контексте технокапитализма (Д. Келнер, Р. Канн). Модель многоуровневой фрагментированной публичной сферы (МакНейр). Изменение «аутентичной» публичной сферы с приходом новых технологий. Виртуализация публичной сферы: Интернет и сетевое общество (М. Кастельс). Социальная проблема и повестка дня. Теория установления повестки дня М. Маккомбса, Д. Шоу. Обсуждение и отбор социальных проблем. Роль эксперта в конструировании социальных проблем. Репрезентация социальных проблем в медиа. Концепция «публичных арен» С.Хилгартнер, Ч.Л.Боск. Публичная сфера и общественное мнение. Общественное мнение как теоретическая модель. Индустрия исследований общественного мнения. Стандарты и способы презентации опросов и мнений в различных СМК. Использование результатов опросов общественного мнения в масс-медиа: прогнозы и электоральное поведение. «Мичиганская модель». «Спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман. Функции СМК как «четвертой власти». Структуры связей с общественностью в процессе развития технологий СМИ и средств рекламных коммуникаций. Pr-деятельность и общественное мнение: актуализация социальных проблем. Репрезентация общественного мнения в рекламе и трансформация форм медиации. Социально-исторический контекст взаимоотношения власти и медиа в России: позднесоветский период и эпоха гласности, медиаолигархия и свобода слова в период реформ 1990-хх, трансформация информационного поля в 2000-х гг. Роль медиа в проведении политических кампаний.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций" Лекция 12. Социокультурные исследования коммуникаций киберпространства и виртуальной реальности.
    Концепции информационного общества и медиаглобализации. Цифровая культура и новые медиа. Демассовизация и трансформация аудиторий. Пересмотр «массовых коммуникаций» и развитие пользовательского контента (Наполи, К.Ширки). Понятие киберпространства и способы его исследования. Особенности Интернета как массовой коммуникации и виртуального пространства. Специфика социального взаимодействия и этика онлайн коммуникаций (Т. Плаг). Виртуальная география. Ключевые свойства виртуальной реальности (А. Бюль). Интернет и постархивное сознание (М. Ямпольский).
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 8. Введение. Социологическая проблематика в контексте изучения массовых коммуникаций.
    Введение. Формат семинарских занятий. Что такое социологическая проблематика в контексте изучения массовых коммуникаций? Какие тексты будем разбирать? Как найти кейсы для обсуждения текстов? Как написать эссе?
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 9. Обсуждение работы Р.Мертона, П.Лазерсфельда “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие” (1948). Дополнительный текст: Мертон Р., Лазерсфельд П. “Исследования в области радио- и кинопропаганды” (1968)
    Особенности организованного социального действия и массовых вкусов в концепции П. Лазарсфельда и Р. Мертона. Функции массовой коммуникации. Эффект "бумеранга". Наркотизируящая дисфункция СМИ. Разбор кейсов.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 10. Обсуждение работы И.Гофмана “Гендерный дисплей” (1979). Дополнительный текст: E.Goffman “Gender Advertisements” (1988)
    Понятие «гендерного дисплея» И. Гофмана: характеристика, структура. Социальные ситуации как арены взаимного мониторинга. Фреймы в рекламных фотографиях и иллюстрациях. Использование гендерных образов в коммерческой рекламе. Разбор кейсов.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 11. Обсуждение работы П.Бурдье “О телевидении и журналистике” (1996). Дополнительный текст: Бурдье П. “Различение: социальная критика суждения” (1979)
    Основные теоретические концепты Бурдье в контексте изучения масс-медиа: поле, символическая власть, господство, борьба за установление правил игры, капитал. Журналистика как поле культурного производства: цензура поля, создание эффекта реальности, капитал известности. Двойственное положение журналистов в системе властных отношений. Соотношение научного / экспертного знания и журналистики. Разбор кейсов.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 12. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека” (Главы 1-3, 21, 23, 27, 29-32) (1964). McLuhan М. “The Mechanical Bride - Folklore of Industrial Man” (Freedom Is Listnen; The Mechanical Bride) (1951).
    Понятие "медиум" и "сообщение". Горячие и холодные средства коммуникации. Власть медиумов: пресса, радио, телевидение, кинемоатограф, реклама, телефон. Война икон и "кибернитизация". Разбор кейсов.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Семинар 13. Обсуждение работы Э.Кастельса “Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе” (Главы 4, 5, 6) (2001). Дополнительный текст: Э.Кастельс “Власть коммуникации” (2009) Глава 4.
    Понятие "сетевого общества". Трансформация социальности и развитие виртуальных сообществ. Сетевой индивидуализм. Сетевые общественные движения. Информационная политика и кибервойны. Приватность и свобода в киберпростанстве. Разбор кейсов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест №1 (раздел "Общая социология", лекции 1-6, семинары 1-7)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях 1-7
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест №2 (раздел "Социология массовых коммуникаций" лекции 7 - 9, семинары 8 - 10.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях 8-13
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Тест №3 Итоговый
    Тест №3 (Итоговый по курсу) предполагает письменные ответы на закрытые и открытые вопросы по всем темам курса, а также по материалам для самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студентов с обязательными источниками заключается в следующем: подготовка ответов на вопросы. Все материалы для самоподготовки (литература, видео- и аудиоматериалы) и вопросы к ним высылаются студентам в начале курса. Результаты работы проверяются в рамках Теста №3.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях 1-7 + 0.2 * Активность на семинарских занятиях 8-13 + 0.1 * Тест №1 (раздел "Общая социология", лекции 1-6, семинары 1-7) + 0.1 * Тест №2 (раздел "Социология массовых коммуникаций" лекции 7 - 9, семинары 8 - 10. + 0.2 * Тест №3 Итоговый + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных, А. И., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133