• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология креативности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Медведев Богдан Павлович, Яголковский Сергей Ростиславович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс даёт представление об основных научных подходах к исследованию креативности, которая в значительной степени предопределяет успешность человека в его продуктивной деятельности. Эта деятельность может быть связана с: • генерированием новых и оригинальных идей, • творческим решением самых разных задач и проблемных ситуаций, • выявлением «точек роста» в различных сферах жизнедеятельности человека и поиском путей их превращения в инновации. Курс предполагает сочетание лекций и практических занятий. У студентов будет возможность не только ознакомиться с моделями и теориями творческого мышления, но и отработать на практике методы диагностики и развития креативности. Они получат опыт участия в групповой творческой деятельности, а также организации этой деятельности. Одним из достоинств предлагаемого курса является его полезность для развития у студентов способности ставить и решать творческие задачи в самых разных сферах. Полученные ими знания о природе креативности и направлениях её исследования, а также приобретённый на практических занятиях опыт её диагностики и развития могут оказаться полезными в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Креативные технологии» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
  • Целями освоения дисциплины «Психология креативности» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает закономерности группового творчества
  • Знает методы диагностики креативности
  • Знает принципы и правила мозгового штурма
  • Имеет общее представление о креативности и её роли в профессиональной деятельности
  • Имеет представление о современных креативных технологиях
  • Имеет представление о социокультурных факторах творческой деятельности
  • Имеет представление о теории инвестирования
  • Может перечислить достоинства и недостатки группового творчества
  • Может перечислить критерии креативности
  • Может перечислить личностные характеристики субъекта, играющие важную роль в творческой деятельности
  • Понимает роль эмоциональных и мотивационных факторов в творческой деятельности
  • Понимает сущность креативности
  • Умеет применять методы диагностики креативности
  • Умеет применять методы синектики и морфологического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о креативности. Место и роль креативности среди компетенций «4К». Роль креативности в профессиональной деятельности.
  • Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Биологический подход к изучению креативности.
  • . Когнитивный подход к изучению креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.
  • Личностный подход к изучению креативности.
  • Креативность и группа: групповая динамика, роли, особенности организации.
  • Диагностика креативности. Методы диагностики креативности.
  • Социальный, культурный, экономический подходы в креативности.
  • Концепция мозгового штурма: виды, правила, особенности. Влияние обмена идеями на креативность субъекта.
  • Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ.
  • Технологии креативного мышления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Активность на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
  • Психология креативности и инноваций : учеб. пособие, Яголковский, С. Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412