• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Общий менеджмент

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Общий менеджмент предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавров. Особенностью данной дисциплины является углубленное изучение теории и практики процесса координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин для студентов направления 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавров. Изучение данной дисциплины взаимосвязано с изучением следующих дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, бизнес статистика, право, экономика фирмы, теория организации, социология, психология и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о деятельности организации и особенностях воздействия на неё факторов внешнего окружения
  • Ознакомление с подходами к анализу деятельности организации и её окружения
  • Ознакомление с концепциями, подходами и инструментами управления современными организациями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы к анализу деятельности организаций.
  • Знать основные подходы к анализу внешней среды организаций.
  • Иметь навык использования инструментов анализа деятельности организации и её внешнего окружения.
  • Уметь находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию, относящуюся проблематике функционирования организациями и управления ими.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера.
    Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Функции менеджмента. Бимодальные и тримодальные организации. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса. Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. НОТ, А.К. Гастев. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Менеджмент в 20-х гг. XX века. VUCA мир. Черные лебеди Н. Талеба.
  • Тема 2. Подходы в менеджменте.
    Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.
  • Тема 3. Планирование в организации.
    Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели, стратегия организации. Черные лебеди Н. Талеба. Конкурентное преимущество. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. SWOT анализ. Портфельный анализ. Матрица BCG.
  • Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.
    Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы). Agile проектирование. Экосистемы компаний.
  • Тема 5. Трудовая мотивация.
    Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивацию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций. Эмоциональный интеллект.
  • Тема 6. Контроль в организации.
    Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.
  • Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.
    Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения).
  • Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений
    Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: неопределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Big Data Analytics для принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Психологические ловушки, принятия решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Принятие решений в условиях COVID-19.
  • Тема 9. Лидерство в организации.
    Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерство с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).
  • Тема 10. Организационная культура.
    Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Клиентоцентричность. Бирюзовые организации. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. CAGE модель Организационная культура в глобальных корпорациях. CAGE модель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    Проект по 7С План работы: 1. Разделиться на группы 5-6 человек. 2. Выбрать компанию из любой отрасли и любой страны. 3. Используя источники, ответить на поставленные вопросы. 4. Систематизировать ответы по схеме 7С. 5. Подготовить презентацию на макс. 10 минут (профиль компании, 7С, основные выводы). Возможные источники для поиска информации: официальный сайт организации, новостные статьи, аналитические записки и отчеты, интервью с руководителями среднего звена. Содержательные вопросы интервью совпадают с поставленными вопросами.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа N1 проводится онлайн на платформе StartExam, продолжительность контрольной работы составляет 40 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольная работа N2 проводится онлайн на платформе StartExam, продолжительность контрольной работы составляет 80 минут.
  • неблокирующий Посещаемость и активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Групповой проект + 0.2 * Контрольная работа №1 + 0.4 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Посещаемость и активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Адизес И.К. - Новые размышления о менеджменте - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-00100-209-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91731

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - ISBN 978-5-16-104996-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988768
  • Эллиот Д., Саймо У. - Стив Джобс. Уроки лидерства - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 240с. - ISBN: 978-5-91657-630-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62291