• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Анатомия и физиология центральной нервной системы

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная программа предназначена для студентов 1 курса бакалавриата по специальности «Психология». Целью дисциплины является формирование знаний об основных принципах строения и функционирования мозга на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях. В ходе изучения программы студенты изучают организацию нервной системы, подходы к изучению ее структуры и функций, основы морфологии и физиологии нервной ткани, клеток, электрофизиологию нейронов и нейромедиаторные системы мозга; знакомятся с базовыми сведениями о воздействии на мозг фармакологических и токсических веществ, получают информацию о физиологической роли основных отделов мозга с акцентом на структуры больших полушарий, а также изучают организацию основных систем мозга – сенсорных (включая основные органы чувств), двигательной, лимбической (включая обучение, память и формирование поведения). Инструменты для освоения дисциплины включают схемы и таблицы, обучающие тесты и изображения, в том числе трехмерные реконструкции отдельных мозговых структур, а также нейровизуализационные данные и образцы результатов нейрофизиологических методов. Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких прикладных дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других. В рамках программы предусмотрены лекции и семинарские занятия с визуальными средствами обучения для упорядочивания изучаемого материала и тренировки практического использования полученных знаний. Структура программы включает четыре модуля: 1. Введение в анатомию и физиологию нервной системы (методология анатомии и физиологии, организация нервной системы, ее развитие и эволюция). 2. Функциональная анатомия нервной системы (рассмотрение отделов ЦНС с позиции физиологических функций). 3. Базисная нейрофизиология (организация нервной ткани, базовые сведения о цитологии, строение и электрофизиология нейронов, передача нервных импульсов, нейромедиаторные системы). 4. Системная нейроанатомия и нейрофизиология (функциональная организация ЦНС в свете функций движения, чувствительности, обучения и формирования поведения). Итоговая оценка по дисциплине определяется итоговым экзаменом, промежуточным контролем знаний в конце каждого модуля, а также активностью студентов на семинарах и посещаемостью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний
  • Умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний
  • Формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате нервной системы, которая является структурной основой для осуществления психических функций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу двигательной системы
  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу зрительной системы
  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу и устройство сенсорных систем
  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу обонятельной и вкусовой систем
  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу слуховой и вестибулярной систем
  • Дает определения основным терминам, описывающим работу соматосенсорной системы
  • Дает определения основных анатомических терминов и понятий
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих лимбическую систему
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих синаптическую передачу
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих структуры и функции больших полушарий
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих эволюцию и онтогенез нервной системы
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих электрофизиологию нейрона
  • Дает определения основных терминов, описывающих устройство нервной ткани
  • Дает определения цитологических терминов и понятий
  • Знает виды и механизмы формирования мембранных потенциалов
  • Знает и называет основные внутриклеточные сигнальные пути
  • Знает классы веществ, способных преодолеть гематоэнцефалический барьер
  • Знает основные виды и механизмы действия нейромедиаторов
  • Знает основные классификации и модели развития нервной системы в фило- и онтогенезе
  • Знает основные классификации и модели устройства сенсорных систем
  • Знает основные классификации клеток нервной ткани и их свойства
  • Знает основные классификации нервной системы
  • Знает основные классификации рецепторов и их свойства
  • Знает основные классы психотропных препаратов и механизмы их действия
  • Знает основные клеточные органеллы и их свойства.
  • Знает основные методы нейровизуализации и принципы их работы
  • Знает основные отделы вкусовой и обонятельной сенсорных систем
  • Знает основные отделы зрительной системы
  • Знает основные отделы и классификации двигательной системы
  • Знает основные отделы коры больших полушарий мозга, их функции и классификации
  • Знает основные отделы промежуточного мозга и их функции
  • Знает основные отделы слуховой и вестибулярной сенсорных систем
  • Знает основные отделы спинного мозга и их функции
  • Знает основные отделы ствола головного мозга и их функции
  • Знает основные структуры лимбической системы и их функции
  • Называет основные отделы соматосенсорной системы
  • Описывает этапы передачи информации в химическом и электрическом синапсе
  • Опознает структуры лимбической системы на изображениях
  • Определяет структуры больших полушарий на изображениях
  • Свободно пользуется анатомической терминологией
  • Узнает на изображениях отделы головного мозга
  • Узнает структуры промежуточного мозга на изображениях
  • Узнает структуры спинного мозга на изображениях
  • Узнает структуры ствола головного мозга на изображениях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в анатомию и физиологию нервной системы
  • Введение в цитологию. Строение и функции клеточных мембран
  • Нервная ткань. Гематоэнцефалический барьер
  • Эволюция нервной системы. Пре- и постнатальное развитие нервной системы человека
  • Обзор анатомии нервной системы
  • Спинной мозг и вегетативная нервная система
  • Анатомия и физиология ствола головного мозга
  • Анатомия и физиология промежуточного мозга
  • Функциональная анатомия коры больших полушарий.
  • Лимбическая система
  • Потенциал покоя и потенциал действия
  • Физиология синапсов
  • Внутриклеточные сигнальные пути.
  • Нейромедиаторы, их агонисты и антагонисты
  • Общая физиология сенсорных систем.
  • Обонятельная и вкусовая система
  • Зрительная система
  • Слуховая и вестибулярная системы
  • Соматосенсорная система
  • Двигательная система
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.)
  • неблокирующий Модульная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность на семинарах + 0.25 * Модульная контрольная работа + 0.05 * Посещаемость + 0.2 * Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.) + 0.4 * Устный экзамен по билетам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
  • Физиология и анатомия, Семенов, Э. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.
  • Squire, L. R. (2008). Fundamental Neuroscience: Vol. 3rd ed. Academic Press.