• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Язык современных медиа: от канцелярита до молодежного сленга

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Язык (и медиа, в том числе) – быстро меняющийся феномен. Не в последнюю очередь изменения происходят благодаря расширению публичной сферы и информационного пространства. Сегодня в медиасреде можно обнаружить следы самых разных дискурсов и нарративов, норм и нишевых вариаций социолектов, и профессионал должен быть готов к работе с самыми разными лингвистическими и экстралингвистическими особенностями. В рамках курса мы будем рассматривать язык вообще и язык медиа как репрезентацию этих норм и вариативностей с тем, чтобы выявить как разные форматы репрезентации этих феноменов (канцелярит и сленг) используются в медиа, с какими эффектами, в языковых и социальных ситуациях. В конечном итоге студенты, освоившие курс, будут в большей степени свободны в использовании многообразного речевого репертуара медиа и, соответственно, более способны к успеху в профессии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Характеристика современного языка (и его медийных «проявлений» как меняющегося феномена)
  • Обретение навыка анализа вариативной языка – социолектов.
  • Различение «эффективных» социолектов в языковых и социальных ситуациях.
  • Овладение умением пользоваться полученным знанием и аналитическими навыками для решения ключевых проблем журналистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей лингвистики, филологии и журналистики.
  • Практикует методы дискурс-анализа.
  • Практикует методы анализа высказывания как коммуникативной ситуации.
  • Изучает теории вариативностей языка и примеры вариативностей (канцелярит).
  • Работает с медиатекстами, в которых репрезентирован феномен.
  • Самостоятельно анализирует медиатексты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как меняется язык и что с ним будет дальше
    Позиции по проблеме ключевых исследователей из полей лингвистики и филологии: М. Кронгауз, И. Левонтиной, Г. Гусейнова и т.д. Определение ключевых стратегий обновления языка, прецедентных языковых заимствований. Споры «охранителей» и «прогрессистов». Первичное определение понятий «вариативность», «социолект», «идеолект».
  • Теория дискурса: язык и нечто большее
    Теория дискурса: от М. Пешо к Т. Ван Дейку и П. Серио. (Критический) дискурс-анализ: методики, эффекты, основания. Анализ дискурса как способ прочтения текста: работа с медийными кейсами.
  • Язык и текст
    Текст как ключевой концепт истории и теории культуры, теории и практики коммуникации. Концепции Р.Барта, Ю.Кристевой: интертекстуальность как основа практик производства культурных текстов. Концепция «симуляционности» символической и знаковой (=языковой) реальности Ж. Бодрийяра: критика и анализ кейсов.
  • Что такое канцелярит?
    Опыт определения ключевого понятия. История возникновения и внедрения (позиция К. Богданова). Практики редакционной борьбы с канцеляритом: позитивные и негативные эффекты. Работа с кейсами (согласно методике М. Ильяхова).
  • Молодежный сленг как социолект
    Молодежный социолект как исторический и интернациональный феномен. Нишевизация сленга и его использование в практиках брендирования. Сленк как социолект и идеолект. Субкультуры и сленг: работа с кейсами.
  • Язык и система репрезентаций: как и о чем мы говорим
    Теория репрезентации: С. Холл и последователи, современное прочтение. Репрезентация как механизм и основа практик коммуникации: линейные схемы коммуникации (Р. Якобсон, М. Лотман), семиотические подходы (Ч.С. Пирс), подход Ю. Хабермаса. Анализ медиатекстов как кейсов репрезентационных и коммуникативных стратегий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация (в формате печи-кучи)
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе (в формате case study)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Презентация (в формате печи-кучи) + 0.3 * Эссе (в формате case study)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-445761

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кузьмина Н.А. - Современный медиатекст - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 416с. - ISBN: 978-5-9765-1668-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72767