• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Политология

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в начала политической науки и прикладного политического анализа, адаптированное к специфике образовательной программы «Городское планирование» и потребностям ее слушателей. Генеральная цель курса – обучение студентов способам распознавания политического в социальных процессах, ознакомление с его основными процессуальными, культурными, нормативными и акторными аспектами. Главный предполагаемый результат курса – овладение минимально необходимыми для урбаниста навыками прогнозирования хода политических процессов и управления им.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Отправная точка курса – аристотелевское различение полиса и политии, а также мысль Пьера Манана: город – «отправной пункт всякого политического размышления, точка отсчета, к которой надо постоянно возвращаться. Это первоначальный очаг европейской и западной политики, которая даже свое название получила от него»; «основополагающий опыт, раскрытие того, что люди могут и должны делать, чтобы достичь справедливости и счастья». Основные темы курса: природа политической власти и политического действия; разделение и функциональная дифференциация властей; центр-периферийные отношения как пространственное выражение политического господства; методы управления политическим процессом; политические конфликты и управление ими; нормативное и культурное измерения политических систем и режимов; основные типологии политических акторов; проблема демократии в современных условиях. Основной методологический инструмент – сравнительный метод, позволяющий продемонстрировать колоссальное разнообразие реальных политических взаимодействий, лишь отчасти описываемое формальными классификациями. При этом пределы работоспособности всех теоретических концептов и конструктов, изучаемых в рамках курса, будут продемонстрированы на эмпирическом материале современной российской политики, в особенности городской.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные этапы становления сравнительного метода в политической науке, знает основные принципы и приемы сравнительного анализа.
  • Демонстрирует знакомство с основными типами групп давления, операционализирует их возможное влияние в той или иной политической ситуации.
  • Знаком с основными культурно специфичными правовыми, неправовыми, квазиправовыми формами регуляции политических процессов.
  • Знаком с основными методами управления политическим процессом.
  • Оперирует основными подходами к определению природы власти и властных ресурсов.
  • Оперирует основными понятиями, используемыми для сравнительного анализа политических культур.
  • Оперирует основными понятиями, пригодными для определения степени легитимности тех или иных политических решений – и их легитимации.
  • Оперирует основными типологиями политических партий, способен к дифференцирующему анализу основных проявлений партийности и их соотношения с иными механизмами вертикальной интеграции общества.
  • Оперирует признаками, позволяющими опознать переход грани между насильственным и ненасильственным политическим действием, различает виды политического насилия.
  • Оперирует терминологическим аппаратом, достаточным для идентификации и описания политического.
  • Оперирует терминологическим аппаратом, используемым для анализа политического действия, политического поведения, политического процесса.
  • Осведомлен о категории разделения властей, ее генеральном смысле, основных теоретических и практических импликациях.
  • Проявляет способности к применению этих понятий к конкретным кейсам.
  • Различает понятия легальности и легитимности.
  • Способен к выработке практических рекомендаций по управлению политическими конфликтами.
  • Способен к операциональному анализу реальных политических конфликтов.
  • Способен к сопоставлению удельного веса правовых и политических материй в конкретной ситуации, к выявлению их пересечений и несовпадений.
  • Способен отличить политическую власть от иных ее разновидностей.
  • Демонстрирует знакомство с основными типами групп давления, операционализирует их возможное влияние в той или иной политической ситуации
  • Демонстрирует понимание институциональной структуры современных демократий, ее вариативности и остаточного смысла понятия
  • Оперирует основными типологиями политических партий, способен к дифференцирующему анализу основных проявлений партийности и их соотношения с иными механизмами вертикальной интеграции общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс. Город как образ политического. Сравнительный метод: обоснование выбора.
  • Тема 2. Феномен власти в сравнительной перспективе. Политическая власть.
  • Тема 3. Политическое действие, политическое поведение, политический процесс.
  • Тема 4. Политические конфликты, их типология и регуляция.
  • Тема 5. Легитимность и легитимация.
  • Тема 6. Нормативное измерение политического. Политика и право.
  • Тема 7. Политическая культура и политические культуры: состав и типологии.
  • Тема 8. Политические акторы – I: базовые типологии.
  • Тема 9. Политические акторы – II. Сила и насилие в политике.
  • Тема 10. Политические акторы – III: группы давления и политические партии
  • Тема 11. Разделение властей
  • Тема 12. Демократия: институты и ценности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Либо экзаменационный тест, либо письменное задание.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой изложение автором собственных соображений по поводу конкретного политического конфликта городского уровня. Эссе пишется в форме профессионального политического документа – аналитической записки на имя одного из ключевых стейкхолдеров конфликта (возможно, внутригородского, возможно, внешнего). Выбор города, конфликта и адресата предоставляется на усмотрение студента. Эссе должно содержать сжатое изложение причин возникшего конфликта, характеристику сложившегося на момент написания эссе status quo, набор практических рекомендаций по урегулированию конфликта, а также описание прогнозируемых результатов применения рекомендуемых мер – нового равновесного состояния. Эссе не является ни простым описанием проблемной ситуации, ни набором обывательских рассуждений. Эссе представляет собой попытку применения освоенного в ходе курса концептуального аппарата и методологического инструментария к анализу реальной политической проблемы. Любые фактические утверждения подтверждаются ссылками на проверяемые, заслуживающие доверия источники; также поощряется подкрепление ссылками на авторитеты и прецеденты утверждений гипотетических, рекомендательных и прогностических. Авторы следуют утвержденной структуре эссе. Стиль написания эссе – нейтрально-аналитический, лишенный какой-либо политической или идеологической ангажированности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Политология : учебник для вузов, Хейвуд, Э., 2005
  • Сравнительная политология : учебник, Голосов, Г. В., 2018
  • Сравнительная политология сегодня : мировой обзор: учеб. пособие для вузов, Алмонд, Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Robert E. Goodin. (2009). The Oxford Handbook of Political Science. OUP Oxford.
  • Культура имеет значение : каким образом ценности способствуют общественному прогрессу, , 2002
  • Политические партии : пер. с франц., Дюверже М., 2000
  • Политические партии, Дюверже, М., 2005
  • Сравнительное конституционное право и политические институты : курс лекций, Медушевский, А. Н., 2002