Бакалавриат
2021/2022
Зоология беспозвоночных
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Факультет биологии и биотехнологии
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
«Зоология беспозвоночных» – один из разделов биологической науки, представляющий интерес не только для теоретиков, изучающих биологические процессы, но и для практиков, чьи интересы лежат в сфере производства. Знание объектов, изучаемых в зоологии, закономерностей их жизнедеятельности вносит вклад в развитие экологии, биогеографии, физиологии, эволюционного учения и другие разделы биологии. Изучение дисциплины формирует научное мировоззрение человека. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология беспозвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Major, Базовый профессиональный» Учебного плана 06.03.01 Биология. Осваивается на 1 курсе в 1-2 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных на предыдущих уровнях образования. Основные положения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных» будут использованы при прохождении практики на 1 курсе и последующих дисциплин биологического профиля образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины
- расширение и углубление биологического образования студентов, формирование естественно-научного мировоззрения, понимания проблем и современного состояния мегасистемы животного мира.
- формирование глубоких базовых теоретических и практических знаний в области зоологии, современных представлений о разнообразии мира животных как части биосферы и роли животных в ее устойчивом развитии.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных черт Радиально-симметричных, особенностей их анатомии. Освоение жизненных форм и циклов книдарий. Освоение современной системы Книдарий.
- Освоение главных эволюционных ветвей эукариот, их отличительных особенностей и современных представлений о системе основных типов одноклеточных.
- Освоение основных теорий происхождения. Наличие знания о современном представленим о системе и филогении Двусторонне-симметричных животных.
Содержание учебной дисциплины
- Лекция № 1. Происхождение эукариотной клетки и современная система Eukaryota.
- Лекция №2. Царства Excavata, Hacrobia и Stramenopiles
- Лекция №3. Царство Alveolata
- Лекция №4. Царство Rhizaria
- Лекция №5. Надцарство Amorphea
- Лекция №6. Происхождение Metazoa. Низшие многоклеточные: тип Spongia, тип Placozoa
- Лекция №7. Настоящие многоклеточные (Eumetazoa). Характеристика группы Radiata: тип Cnidaria, тип Ctenophora
- Лекция №8. Гипотезы происхождения билатерально-симметричных животных. Современная система Bilateria
- Лекция №9. Организация и развитие кольчатых червей (Annelida)
- Лекции №10-12. Тип Mollusca
- Лекции №13. Тип Плоские черви
- Лекция №14. Ecdysozoa. Тип Arthropoda: подтип Chelicerata
- Лекция №15. Подтип Mandibulata: класс Crustacea
- Лекция №16. Подтип Mandibulata: надкласс Hexapoda
- Лекция №17. Тип Nematoda
- Лекция №18. Вторичноротые (Deuterostomia): тип Echinodermata
Элементы контроля
- Контрольная работа_Тема 1-2
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 1
- Контрольная работа_Тема 5_№1
- Контрольная работа_Тема 5_№2
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 3
- Контрольная работа_Тема 6
- Контрольная работа_Тема 7
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 5
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 6
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 7
- Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 8
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 8 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 5_№2 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 6 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 5 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 1 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 3 + 0.14 * Контрольная работа_Тема 1-2 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 6 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 7 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 5_№1 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 7 + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Зоология беспозвоночных. Т.1: От простейших до моллюсков и артропод, , 2008
- Зоология беспозвоночных. Т.2: От артропод до иглокожих и хордовых, , 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зоология беспозвоночных : учеб. пособие для вузов, Дауда, Т. А., 2014