• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Операционный менеджмент и управление процессами

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Главной целью преподавания дисциплины является обучение студентов операционному подходу к управлению организацией, как инструменту достижения целей и решения поставленных задач развития организации. При изучении дисциплины рассматриваются системные вопросы теории и практики операционной деятельности, широко используются современные кейсы из практики отечественного и зарубежного бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главной целью преподавания дисциплины является обучение студентов операционному подходу к управлению организацией, как инструмента достижения целей и решения поставленных задач развития организации. Целями освоения дисциплины являются - формирование культуры операционного мышления в менеджменте, основанной на понимании места, роли и значения операционного менеджмента в системе управления предприятием, - формирование представлений о понятии и содержании операционной деятельности организации, - понимание содержания основных терминов и структуры терминологической базы операционного менеджмента, - развитие умения моделировать операционную систему бизнеса как механизма реализации поставленных перед организацией целей и задач. - приобретение навыков решения типовых задач планирования операционной деятельности компаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Рассчитывает и анализирует основные показатели операционного уровня деятельности организации. - Разрабатывает решения, направленные на совершенствование операционной деятельности, с учетом их социальной значимости
  • Основными результатами обучения является развитие следующих способностей: - способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать ин-формацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных за-дач (УК-5), - способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (УК-9),
  • - способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений (ПК-2), - способность планировать операционную (производственную) деятельность ор-ганизаций (ПК-13),
  • - способность проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений (ПК-26).
  • Планируемые результаты обучения состоят в том, что студент по окончанию освоения дисциплины демонстрирует следующие знания, умения и навыки: - Формулирует цель и задачи управления операциями применительно к конкретным условиям функционирования операционной/производственной системы. - Определяет состав основных операций, необходимых для выполнения постав-ленных задач.
  • Знает обязанности операционного менеджера при планировании, контроле и организации деятельности компании. - Решает стандартные задачи расчета производственной мощности.
  • Оценивает эффективность использования производственной мощности. - Объясняет взаимосвязь форм специализации подразделений и организации процессов с типами операционных систем
  • Аргументирует преимущества и недостатки организации процессов в пространстве и времени применительно к конкретным условиям выполнения операций. - Владеет навыками анализа структуры цикла процесса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операционная составляющая бизнеса
    Операционный менеджмент – основные термины и содержание. Операция. Ее отличительная характеристика. Значение постановки цели (задачи) для определения состава операций и их наименования. Вариативность постановки цели (задачи) выполнения операции. Вариативность разработки состава операций. Клиент как выгодоприобретатель от использования результата какой-либо дея-тельности. Положение клиента по отношению к операции. Клиенты внешние и внутрен-ние. Понятие услуги, ее операционная особенность. Роль клиента при оказании услуги. Понятие производства, его операционная особенность. Различие производственной деятельности и выполнения услуги. Процесс как совокупность операций. Причины объединения операций в процессы. Этапы процесса. Услуга как процесс. Классификации процессов выполнения операций. Анализ кейсов операционной деятельности современных предприятий.
  • Практическое содержание операционного менеджмента
    Различие понятий «управление» и «менеджмент». Значимость социальной компоненты современного менеджмента. Роли человека при выполнении операций. Состав процесса управления. Субъект и объект управления, их взаимосвязь. Роли субъекта управления. Обратная связь объекта и субъекта управления. Операция как объект управления. Иерархическая взаимосвязь субъектов управления операциями в организации. Функции управления. Труд человека как вид деятельности. Элементы труда: орудия труда, предметы труда, рабочая сила. Состав каждого из элементов труда. Деятельность как объект управления операционного менеджмента. Входной ресурс и результат деятельности. Модель «5Р операционного менеджмента». Обязанности операционного менеджера при планировании, контроле и организации деятельности компании. Типовые задачи менеджера по операциям. Субъекты управления в операционном менеджменте. Место операционного менеджмента в организационной структуре предприятия. Достижение поставленных целей и задач как предмет управления в операционном менеджменте. Корпоративная социальная ответственность и области социальной ответственности, связанные с управлением операциями. Устойчивое (sustainable) развитие и устойчивое производство. Анализ кейсов операционной деятельности современных предприятий.
  • Операционная система, ее организация и принципы управления
    Главная операционная функция организации. Операционная система организации. Операционная среда деятельности организации. Перерабатывающая, управляющая и обеспечивающая подсистемы. Функции подсистем операционной системы. Основные, управляющие и обеспечивающие виды деятельности. Входы и выходы операционной системы организации, их классификация и взаимосвязь. Функциональные области операционного менеджмента: производство, снабжение, сбыт, финансы, маркетинг, транспортировка, оказание услуг. Производство и оказание услуг как основные области операционного менеджмен-та. Модель управления с запасом на входе и выходе, модель управления с запасом на выходе, модель управления с запасом на входе, модель управления без запасов. Условия их применения, распространенность, общая характеристика, особенности функционирования, функции запасов, организация взаимодействия с поставщиками и потребителями (покупателями). Системы управления организацией: система пополнения запасов и расшивка узких мест, МRP и JIT. Бережливое производство. Их содержание и сравнительная характеристика. Разбор современного опыта использования различных систем управления для успешного развития бизнеса. Анализ кейсов операционной деятельности современных организаций. Построение модели операционной среды как взаимосвязанных операционных систем бизнеса. Влияние операционной деятельности на обеспечение устойчивости развития предприятия.
  • Расчет и размещение производственных мощностей
    Мощность: общее значение термина и ее единицы измерения. Понятие производственной мощности. Организации А, V и T-типа. Варианты определения производственной мощности по результату, по входному ресурсу, по основ-ному ресурсу деятельности. Физические объекты производственной мощности. Виды производственной мощности. Входная, средняя и выходная производственная мощность. Проектная, эффективная и реальная производственная мощность. Соотношение проектной и эффективной производственной мощности. Эффективная производственная мощность и объем полученного результата. Планирование производственных мощностей. Принятие решений по объему и размещению производственных мощностей. Типовые отраслевые единицы измерения производственной мощности. Факторы размещения производственных мощностей. Централизованное и де-централизованное размещение производственных мощностей. Преимущества централизованного и децентрализованного размещения производственных мощностей. Согласование объемов и размещения производственных мощностей. Оценка производственной мощности. Коэффициент использования производственной мощности. Анализ кейсов современного бизнеса
  • Типы производства, формы специализации структурных подразделений предприятия и формы организации процессов
    Ограниченность производственных мощностей и выделение типов производства. Классификация типов производства по Дж. Вудворт. Непрерывное производство. Массовое производство. Единичное производство. Серийное производство. Преимуще-ства и недостатки каждого типа производства. Сравнительный анализ различных классификаций типов производства. Формы специализации специализация рабочих мест и подразделений; их связь с типами производства. Технологическая специализация. Предметная специализация. Характеристики каждой формы специализации. Формы организации процессов и их связь с типами производства. Поточное и непоточное производство. Характеристики каждой формы организации производства
  • Организация процессов в пространстве
    Основные принципы организации процесса выполнения операций: дифференциации, специализации, стандартизации, пропорциональности, непрерывности, параллельности. Классификации операционных систем, их характеристика, сравнительный анализ. Организация деятельности во времени и в пространстве. Организация процессов в пространстве. Основные типы планировки выполнения процессов: фиксированная функциональная, линейная. Организация процессов по принципу групповой технологии. Основные признаки каждого из видов планировки. Требования к выполнению процессов при различных видах планировки. Использование различных типов планировки в отраслях. Организация процессов в пространстве в сфере услуг. Планировка супермаркета. Пре-имущества и недостатки типов планировки. Разбор кейсов успешных предприятий
  • Организация процессов во времени
    Организация процессов во времени. Цикл процесса. Структура цикла процесса. Виды движения предметов труда: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный. Характеристики видов движения, особенности организации. Графики Ганта. Простои рабочего места и пролеживание предметов труда. Их взаимосвязь. Запараллеливание выполнения операций. Партии предметов труда. Расчет длительности производственного цикла при каждом виде движения предметов труда. Преимущества и недостатки каждого вида движения предметов труда
  • Основные показатели операционной деятельности организации и оценки ее результатов
    Основные показатели операционного уровня деятельности: (1) технологические (длительность производственного цикла, пропускная способность процесса, коэффициент использования доступного времени, производительность процесса и др.), (2) экономические (себестоимость выпуска продукции и оказания услуг, объем затрат на производство продукции и оказание услуг, объем затрат на привлечение контрагентов и субподрядчиков, рентабельность деятельности); (3) показатели взаимодействия с потребителями (объективность и достоверность, прозрачность и доступность информации; качество интерфейса; оценка состояния корпоративной информационной системы) и др. Рас-чет и анализ их значений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    На экзамене запрещается пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными. Экзамен проводится в онлайн формате.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Выполнение мини-тестов в электронной системе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Активность на семинарах + 0.16 * Выполнение мини-тестов в электронной системе + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие для вузов, Стерлигова, А. Н., Фель, А. В., 2009
  • Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие для вузов, Стерлигова, А. Н., Фель, А. В., 2019
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., Джейкобс, Ф. Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Операционный менеджмент, учебник, пер. с англ. И. Малковой, 10-е изд., 1056 с., Хейзер, Дж., Рендер, Б., 2016
  • Организация гармоничного производства : (теория и практика): учеб. пособие, Клевлин, А. И., Моисеева, Н. К., 2003
  • Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент, пер. с 5-го англ. изд., 790 с., Слак, Н., Чеймберс, С., Джонстон, Р., 2009
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., Джейкобс, Ф. Р., 2008
  • Управление деятельностью служащих, Уильямс, Р. С., Егорова, С., 2003
  • Управление операционной средой организации : учебник, Моисеева, Н. К., Стерлигова, А. Н., 2013